Исторические справки по манипулированию народными массами.

Запишись на авторский skype-курс Юрия Вектора «Секреты еврейского гипноза для любви и бизнеса. + курс каббалы в подарок». Пишите на почту ekstra@i-putnik.net с темой «курс еврейского гипноза». Первое занятие бесплатно.

Методы манипулирования народными массами

Впереди выборы губернатора — уже сейчас начала работу машина по промывке мозгов электората. Методы промывки тех самых мозгов (у тех у кого они еще остались и не заливаются каждую пятницу-воскресенье литрами пива и прочей горючки) используют разные: от СМИ (уже даны указания газете Вести о публикациях нужных материалов, перераспределен тираж в пользу масштабной промывки мозгов районных жителей области — на Киров осталось только 25 тыс экз — можете не искать ее в своих ящиках) и до самых изощренных манипуляций массовым сознанием. Ниже сделана попытка объединить те известные способы и методы, которые мы с вами сможем наблюдать в самое ближайшее время. Надеюсь, что данная информация поможет распознать когда и кто вами манипулирует и понять истинную цель всего этого спектакля.
1. Отвлечение внимания
Базовым элементом социального контроля является стратегия отвлечения. Цель — отвлечь внимание общественности от важных вопросов, решаемых политическими и экономическими элитами, с помощью технологии «наводнения» или «затопления» непрерывными отвлечением и незначительной информацией.
Стратегия отвлечения важна, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.

  1. Создать проблему — предложить решение
    Этот метод также называют «проблема-реакция-решение». Создается проблема, «ситуация», вызывающая определенную реакцию общественности — чтобы люди сами начали желать ее решения. Например, допустить рост насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ограничивающей гражданские свободы.
  2. Стратегия постепенности
    Чтобы внедрить непопулярные решения, нужно просто применять их постепенно, капля за каплей, годами. Именно так были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах: ограничение роли государства, приватизация, ненадежность, гибкость, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. То есть все те, изменения, которые при одновременном внедрении вызвали бы революцию.
  3. Стратегия откладывания
    Еще один способ принять непопулярные решения, это представить их как «болезненные и необходимые» и добиться в данный момент согласия граждан на их осуществление в будущем.
  4. Сюсюканье с народом
    Большинство рекламы, которая направлена на широкую публику, пользуется языком, аргументами, символами и, особенно, интонациями, рассчитанными на детей. Будто зритель очень маленький ребенок или имеет умственную недоразвитость. Почему? «Если вы обращаетесь к адресату, будто ему 12 лет или менее, то согласно законам восприятия есть вероятность, что он будет отвечать или реагировать некритично — как ребенок»
  5. Больше эмоций, чем размышлений
    Использование эмоционального аспекта — это классическая технология для блокирования рационального анализа и критического восприятия индивидуумов. Кроме того, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное, чтобы доставлять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждение или нужные модели поведения …
  6. Держать людей в невежестве и посредственности
    Создание зависимого общества, неспособного к пониманию технологий и методы социального контроля и угнетения. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно скуднее и посредственнее, чтобы разрыв невежества между низшими и высшими социальными классами оставался и его невозможно было преодолеть».
  7. Побуждать массы увлекаться посредственностью
    Внедрять в массы мысль, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…
  8. Усиливать чувство вины
    Сделать так, чтобы индивидуумы считали, что они сами виноваты в своих бедах и неудачах из-за недостатка интеллекта, способностей, или усилий. Таким образом, вместо того, чтобы восстать против существующей системы, индивидуумы чувствуют себя беспомощными, занимаются самоедством. Это приводит к депрессивному состоянию, эффективно способствует сдерживанию действий человека.
  9. Знать о людях больше, чем они о себе
    В течение последних 50 лет научные достижения привели к стремительному росту разрыва в знаниях между основной массой общества и теми, кто принадлежит к правящим элитам или используется ими. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» пользуется передовыми знаниями о человеческом существе, то физически или психологически. Это означает, что в большинстве случаев, «система» имеет больше контроля и больше власти над индивидуумами, чем индивидуумы над собой.

 

 

Манипуляции массами и психоанализ
(Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик)

Классический и постклассический психоанализ (или глубинная психология), как известно, состоит из двух направлений практического применения. Первое, это лечебный аспект. А второе — т. н. сублиминальный менеджмент, или манипулирование.

И уже тогда, для того чтобы разобрать секреты манипулирования психикой посредством психоанализа, необходимо прежде всего: а) знать основы психики; б) разобрать способы применения психоаналитических методик, а также выявить возможные нарушения психического здоровья — как результат манипулятивного воздействия с помощью психоанализа.

На решение подобных вопросов направлены части 2 и 3 нашего исследования: манипулирование массовыми психическими процессами. В части же 1 мы разберем способы и методы манипулирования масс применяемого в прошлом, а также ознакомимся с методами современного манипулирования, в т. ч. и с помощью средств массовой информации.

С.А.Зелинский. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008. — 248 с.

ISBN 978-5-903463-12-1

Купить книгу

Оглавление.

Часть 1. Манипулирование массовым сознанием.

  1. История вопроса. Принципы и методы.
    2. Манипулирования массами. Характер манипулирования.
    3. Способы и методы манипуляций.
    4. Группа, толпа, масса. Механизмы воздействия.
    5. Современные средства манипулирования.
    6. Манипулирование посредством СМИ.

Часть 2. Психоанализ и манипуляции массами.

  1. Подсознание. Результирующая действительность и манипулятивные функции.
    8. Подсознание. Миф — как управление реальностью.
    9. Критический аспект цивилизации.
    10. Сила внушения, архетипы и коллективное бессознательное.
    11. Ошибочность восприятия.
    12. Маска, или подмена образа.
    13. Бегство от культуры.
    14. Душевный садо-мазохизм.
    15. Эмоциональное состояние.
    16. Чувство вины, тревожные состояния и беспокойства.
    17. Оправданное страдание или душевный мазохизм.
    18. Навязывание образа.
    19. Любовные взаимоотношения.
    20. Невротизм в душе каждого из нас.
    21. Стереотипичность мышления — как фактор негативности филогенетического наследства.
    22. Дружба — как форма разрешения внутренних противоречий.
    23. Страх. Неуверенность. Депрессивные состояния.
    24. Мир и иллюзия.
    25. Взгляд со стороны.
    26. Об известности.
    27. Зомбирование, миф или реальность.
    28. Цензура психики. Зло или благо.
    29. Влияние на манипулирование массовым сознанием опыта тюремных заключений — как фактора филогенетической (архетипической) составляющей бессознательного.
    30. Кинематограф и литература. Единство и борьба противоположностей в контексте влияния на подсознание.
    31. «Важнейшее из искусств» — как современная форма манипулирования массовыми психическими процессами.

Часть 3. Глубины психики. Анализ погружения

Вступление. Общий обзор рассматриваемой проблемы.

  1. Общее «устройство» человеческой психики.
    2. Внутренняя гармония — как фактор адаптации к внешней среде.
    3. Художественное творчество. Возможность возникновения, факторы влияния. Общая направленность.
    4. Образ — как способ адаптации к среде обитания.
    5. Стереотипы.
    6. Регрессии.
    7. Тревожность и беспокойство. Синдром «ошибочного присутствия» чувства вины.
    8. Страх и бессознательное. Невротическое следствие развития фобических проявлений.
    9. Критическое начало. Переосмысление жизненных позиций — как позитивный аспект влияния психико-травматических (депрессивных) ситуаций.

Список использованных источников.

Часть 1. Манипулирование массовым сознанием

  1. История вопроса. Принципы и методы.

Несомненно и важно одно: главную роль в нашей психике (нашем психическом аппарате, психике человека) играет подсознание, или бессознательное. Это то, где рождаются наши мысли, желания, поступки, какие-то устремления, то, из чего в последующем складывается поведение человека. Поведение индивида. Индивида, как частицы, мельчайшей частицы того огромного механизма, который называется массой. Толпой. Массообразованием.

Можно сказать, что приемы воздействия на массы, на толпу, были изучены давно. Еще в древние века были выработаны принципы, часть которых или почти в неизменном виде дошло до нас, или претерпело некоторую трансформацию; при том, что часть, как полагают некоторые исследователи, было все же безвозвратно потеряно в процессе эволюции

Гениальные умы отдельных представителей человечества будоражили и беспокоили механизмы (выработка данных механизмов) воздействия на толпу. На массу. На подсознание масс. Одинаково успешно эти принципы или вырабатывались учеными (Фрейд, Лебон), или подсознательно угадывались практиками, на своем примере продемонстрировавшими нам эффективные способы управления толпой (диктаторы, политические деятели, проповедники, а также известные писатели и поэты прошлого, которые собирали толпы восторженных поклонников на улицах, и слава которых расходилась по всей стране. Стране, заметим, в то время еще большей частью отсталой и невежественной. Стране, где не везде было и электричество, а тем более что уж говорить о таких средствах современных информационных технологий, как телевидение и интернет, появившихся уже позже).

И, тем не менее, массы с легкостью повиновались тем отдельным личностям, которые смогли понять и сформировать законы массообразования. Более подробно мы их рассмотрим в соответствующих главах нашего исследования, а сейчас же лишь схематично перечислим.

Итак, что это за принципы?

Ну, во-первых, это эффект подчинения своего «Я» — «Я» коллективному. Вот как писал об этом Ле Бен: «…индивид испытывает чувство непреодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздывать».

То есть, другими словами, когда человек находится в толпе, в массе, он может быть «самим собой». Он может дать волю всем своим древним природным инстинктам. Всему тому, что вынужден скрывать, живя в современном обществе. В культурном обществе.

А ведь культура действительно накладывает незримый отпечаток на поведение индивида. Если в душе каждый из нас вполне был бы рад руководствоваться такими принципами жизни древнего человека, как убить, съесть, и изнасиловать, в обществе современном, с существующими и выработанными правилами и законами цивилизованного общества, он (индивид) уже должен научиться облекать свои инстинкты (которые, конечно же, никуда не исчезли, и в неизменном виде дошли до наших дней) в соответствующие рамки. Например, съесть другого человека, цивилизованный человек уже как вроде бы и не мог. Хотя тут мы можем вспомнить, что в бытность существования ГУЛАГа, была распространенная привычка брать в побег «третьего». Этого «третьего» брали исключительно в качестве пищи, пропитания. Но в наши дни это анахронизм. Оставшийся, тем не менее, в нашем бессознательном. Например, когда мы очень любим какого-то человека, нам хочется насладиться им целиком, без остатка. Съесть его. До сих пор еще встречаются выражения типа, «сладкий мой», «сладкая моя», — это ничто иное, как инстинкты, которые не могут найти удовлетворения в современном обществе, так как введены современной культурой в ранг беззакония. (Хотя до сих пор еще периодически попадаются истории про современных маньяков-каннибалов, живущих среди нас. Но такие люди своим маргинальным поведением возведены в ранг отщепенцев, и всячески отторгаются и наказываются современным обществом. Хотя, опять же, вспомним о массовых людоедствах в голодные годы первых десятилетий существования советской власти, или случаях массового людоедства во времена ленинградской блокады.)

Вторым принципом массообразования, является так называемый эффект заразительности. Вот как описывает это Ле Бон: «Заразительность есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феномену гипнотического рода… В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство. И притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интересов общего».

Это, как вы понимаете, тоже объяснимо. И почти точно также понимание (и объяснение) данного факта упирается в культуру. В развитие и существование цивилизации. Ведь с развитием общества, это самое общество накладывает на отдельно взятого (на каждого) индивида отпечаток в виде существования определенных норм и запретов. Общество вырабатывает свои законы (законы существования индивида в цивилизованном мире), и выйти за рамки этих законов — значит подвергнуться определенному наказанию. А в толпе каждый индивид как бы обезличен. Если вы сделаете какой-то поступок, который противоречит нормам общепринятой морали — вы будете осуждены другими индивидами, потому что, то, что вы сделаете — будет в первую очередь «заметно». И другие индивиды как бы примерят совершенное вами в соответствие с существующими в обществе системами культурно-значимых ценностей (которые и хотели бы, может, с удовольствием нарушить сами, да не могут решиться на это, потому что знают, что будут за это наказаны). А тут какой-то отдельный индивид делает поступок, который явно противоречит тому, что допустимо делать, находясь в рамках единого социума, общества. Этот поступок как бы выходит за рамки общественно допустимого деяния; индивид как бы противопоставляет себя толпе, а значит толпа за это — этого индивида непременно накажет. Уже хотя бы за то, что он позволил себе сделать что-то, что запрещено ей. Что запрещено введенными когда-то законами.

В итоге, толпа, наказывая индивида, как бы тем самым подчиняет его себе. Говорит своими репрессивными методами, что ему можно, а что нельзя совершать.

В ситуации же когда индивид находится в этой самой толпе, и когда другой индивид почти тут же повторяет поступок, совершенный первым, толпа как бы видит что ничего, в общем-то, и не происходит. Так почему же не сделать то же самое, что и кто-то только что сделал фактически при них? Тем более, видя, что другими членами данного массообразования, это, как будто, и не наказывается.

В итоге, словно загипнотизированная поступком первого (который в душе мечтал бы совершить каждый из толпы), индивиды собранные в массу — совершают одно и тоже действие. Причем, зачастую, совершают с каким-то маниакальным наслаждением. В толпе это значительно легче. Легче устраивать погромы, беспорядки, поджоги, массовые убийства и изнасилования. За это как бы никто не осудит. Ведь виновника в данном случае как бы и нет. Виновны все. А значит и никто. И уже потому, то, что возможно огромной толпой, массой, практически невозможно в одиночку. Причем каждый индивид как бы чувствует за собой мощь (огромнейшую мощь) толпы. Известны случаи массового героизма в годы войны, когда с криком «ура» толпы фактически безоружных людей поднимались в атаку на танки. Или пример недавних погромов на улицах Франции, когда в темное время суток толпы молодчиков громили магазины и поджигали припаркованные автомобили. В толпе индивид обезличен. Но как бы заражается действием другого, подчиняясь тем самым магнетизму толпы. «Владычество толпы всегда указывает на фазу варварства, — писал Лебон,. —Цивилизация предполагает существование определенных правил, дисциплину, переход от инстинктивного к рациональному, предвидений будущего, более высокую степень культуры, а это все условия, которых толпа, предоставленная сама себе, никогда не могла осуществить. Благодаря своей исключительно разрушающей силе, толпа действует, как микробы, ускоряющие разложение ослабленного организма или трупа. Если здание какой-нибудь цивилизации подточено, то всегда толпа вызывает его падение. Тогда-то обнаруживается ее главная роль, и на время философия численности является, по-видимому, единственной философией истории».

И уже отсюда мы можем выделить третье качество, — внушаемость. «Самые тщательные наблюдения показали, — отмечал Лебон, — что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходившей от нее… в особое состояние, весьма близкое к «зачарованности», овладевающей загипнотизированным под влиянием гипнотизера… Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанным гипнотизером. Такого, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе. Он больше не осознает своих действий… Под влиянием внушения он в непреодолимом порыве приступит к выполнению определенных действий. И это неистовство у масс еще непреодолимее, чем у загипнотизированного, ибо равное для всех индивидов внушение возрастает в силу взаимодействия».

Вот так вот. Некогда отдельно существующий индивид теперь подчиняется любому действию другого индивида, потому что внушаем им. «Отдельные члены этой среды почти ежеминутно инфицируют друг друга, — пишет Бехтерев, — и в зависимости от качества получаемой ими инфекции волнуются возвышенными и благородными стремлениями или, наоборот, низменными и животными. Можно сказать более. Вряд ли вообще случается какое-либо деяние, выходящее из ряда обыкновенных, вряд ли совершается какое-либо преступление без прямого или косвенного влияния посторонних лиц, которое чаще всего действует, подобно внушению. Многие думают, что человек производит то или другое преступление исключительно по строго взвешенным логическим соображениям; а между тем ближайший анализ действий и поступков преступника нередко открывает нам, что, несмотря на многочисленные колебания с его стороны, достаточно было одного подбодряющего слова кого-либо из окружающих или примера, действующего, подобно внушению, чтобы все колебания были сразу устранены и преступление явилось неизбежным».

Пример подобного мы можем видеть в зрительном зале, когда специально подкупленные «зрители» в нужный момент или смеются или хлопают в ладоши, как бы «заставляя других»  — следовать их примеру. И те следуют. И раздаются аплодисменты. И это действительно так. Так же как кто-то может «бросить» в толпе «первый камень», и остальные (внушенные, загипнотизированные этим примером) подхватывают инициативу, и, глядишь, и стекол, в каком здании уже не осталось, а то это же здание и берется приступом (штурм «Белого дома» во время московских событий начала 90-х гг., например).

«Этой же силой внушения объясняются геройские подвиги и самоотвержение войск под влиянием одного возбуждающего слова своего любимого военачальника, когда, казалось, не было уже никакой надежды на успех, —отмечает Бехтерев. —Очевидно, что сила внушения в этих случаях берет верх над убеждением и сознанием невозможности достигнуть цели и ведет к результатам, которых еще за минуту нельзя было ни предвидеть, ни ожидать. Таким образом, сила внушения берет перевес над убеждением и волей и приводит к событиям, свершить которые воля и сознание долга были бы не в состоянии. Но в отличие от последних внушение есть сила слепая, лишенная тех нравственных начал, которыми руководятся воля и сознание долга. Вот почему путем внушения народные массы могут быть направляемы как к великим историческим подвигам, так и к самым жестоким и даже безнравственным поступкам. Поэтому-то и организованные толпы, как известно, нередко проявляют свою деятельность далеко не соответственно тем целям, во имя которых они сформировались. Достаточно, чтобы кто-нибудь возбудил в толпе низменные инстинкты, и толпа, объединившаяся благодаря возвышенным целям, становится в полном смысле слова зверем, жестокость которого может превзойти всякое вероятие. Иногда достаточно одного брошенного слова, одной мысли или даже одного мановения руки, чтобы толпа разразилась рефлективно жесточайшим злодеянием, перед которым бледнеют все ужасы грабителей».

Толпа внушаема, заразительна, подчинена стремлению к обезличиванию, исчезновению индивидуального, личного «Я», подчинению и приобщению этого «Я»  — к «Я» коллективному. «Масса импульсивна, изменчива и возбудима, —писал Фрейд.—Ею почти исключительно руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными и жестокими, героическими или трусливыми… (толпа) не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.

Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами… Чувства массы всегда весьма просты и весьма гиперболичны. Она… не знает ни сомнений, ни неуверенности.

Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается… в… уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть.

…тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое.

…она уважает силу… от своего героя она требует силы, даже насилия…

…масса подпадает под поистине магическую власть слов…».

И ведь это действительно так. Быть может даже к сожалению, но так. Все это как бы свидетельствует о том, что толпой в большинстве случаев будет управлять не просто лидер, а фанатик. Не таким ли фанатиком был Гитлер, сумевший подчинить своей силе многомиллионный немецкий народ, и заставивший их участвовать в мировой авантюре. Не такими ли фанатиками были Ленин и Сталин. Причем, и Гитлер, и Сталин в полной мере пользовались методами устрашения толпы. Они оба использовали систему концентрационных лагерей, придуманных еще Лениным. Сталин, которого боялись миллионы, и миллионы же боготворили, создал величайший в истории аппарат устрашения и репрессий — НКВД и ГУЛАГ. На Гитлера, использовавшего в т. ч. и для устрашения собственного народа внутреннюю полицию (Гестапо), немцы готовы были молиться как на Бога. Это диктаторы в полной мере использовали принципы Лебона и Фрейда. Принципы подчинения масс. Причем вполне можно предположить, что к данным принципам все эти деятели пришли самостоятельно. Хотя уже тут можно вспомнить об ученике Фрейда, которого он даже хотел сделать своим наместником, К. Юнге, который, как известно, не только в отличие от Фрейда не сбежал от нацизма, но и сам пришел к Гитлеру, с предложением сотрудничества.

Притом что следует говорить и о том, что вопросами манипулирования массами занимался еще Платон и другие ученые и философы древности. Ну и конечно же все это используется и в современном мире. За вероятным отличием лишь в том, что сейчас современные технологии позволяют это делать намного эффективнее по воздействию на значительно большее число индивидов, хотя быть может и по-прежнему в каких-то случаях выполнять волю одного человека, волю лидера.

ЧИТАЙТЕ:http://www.iovpani.spb.ru/attachments/212_Манипуляция%20массами%20и%20психоанализ.pdf

 

 

Человек — существо многоранное, сложное, обладающее высшим разумом на планете. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, ведём себя по-разному в определённых ситуациях, имеем свои черты характера, свою уникальность. Часто мы считаем себя единственными и неповторимыми на Земле, и это действительно так — сколько бы мы не искали, мы бы не нашли второй такой же личности.
Но вот уникальная личность выходит из дома, чтобы направиться на демонстрацию определённой политической партии, выступление общественного деятеля или просто на народные гуляния. Теперь он перестаёт быть единым целым и становится частью большого многоголосого организма под названием толпа.

Тайны управления необузданно стихией народных масс начали познавать ещё древние греки. Горячими речами вдохновляли армии древние военачальники, выдающиеся античные ораторы стремились сделать массы орудием своей воли. Сегодня поведение групп людей изучает социальная психология. С точки зрения возможности манипулировать общественным мнением большое значение для социальной психологии имели работы французского учёного Густава Лебона.
Сила и опасность буйствующих масс народа была известна ещё с глубокой древности. Многие события, ознаменовавшие грандиозные исторические перемены, были вызваны именно поведением толпы. Толпы недовольных атаковали бастилию и свергали монархию во Франции, толпы совершали революции 1905 и 1917 годов в России и разрушали Советский Союз. Сегодня технологии управления народными массами становятся всё совершеннее, их результаты мы можем видеть в последние годы. Наиболее яркие из них — революция роз в Грузии и оранжевая революция на Украине.
Давно было подмечено, что у человека, который находится в тесном и прямом контакте с большой массой людей, резко меняется сознание. Ницше писал: «Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой». Лебон в своей книге «Психология масс» перечисляет подмеченные им особенности толпы как краткоживущего человеческого коллектива. Приведем его тезисы из раздела «Душа толпы». В толпе «сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты… Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин — неизвестно, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта».
Толпа — прежде всего система, а не совокупность несвязанных единиц. Человек в толпе преобретает в силу, даёт волю инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один. Ведь толпа анонимна, безлика, она снимает ответственность. Сдерживающее чувство ответственности совершенно исчезает в толпе.
Следует отметить, что толпа никогда не ищет истины. Фактором, определяющим восприятие толпы в такой ситуации является привлекательность сообщения. Масса с удовольствием воспримет ложь или заблуждение, если они соответствуют её чаяниям, но всегда отвергнет неприятную ей правду. Кто сумеет ввести толпу в заблуждение, тот станет её повелителем, кто попытается образумить её, станет её жертвой.
Другой характерной чертой восприятия толпой информации являются крайности. Какое либо мнение толпа либо принимает полностью как абсолютную истину, либо целиком отвергает. Она не способна на логические рассуждения и какой-либо диалог.
Человек к толпе исключительно восприимчив к внушению. Не чувствуя ответственности, он способен на немыслимые для него в нормальном состоянии поступки. Толпа способна сделать из отъявленного скептика ярого фанатика, из преступника – праведника, а трус может почувствовать себя героем. Толпа находится постоянно в состоянии движения, она изменчива – поэтому массы легко и быстро могут реагировать на импульсы вожаков.
Наконец, Лебон выдвигает ещё одно важное положение, которое при современном развитии средств массовой коммуникации приобретает особое значение: для возникновения толпы не обязателен контакт между отдельными её единицами. Чтобы подтвердить это положение, достаточно вспомнить победу России на крупном футбольном турнире: вся страна превратилась на короткое время в большой ликующий организм. Несмотря на то, что людие разделяли многие киллометры, они были охвачены примерно теми же чувствами.
Так, под влиянием средств массовой информации толпой способен становиться целый народ. Этим пользуются политики и лица, желающие создать у народа определённые настроения. Слушая всё тех же лидеров и “пророков”, не вступая с ними в диалог, виртуальная толпа образуется не на улицах, а в уютных квартирах.

Для управления мнением народных масс лидеры применяют различные приёмы манипулирования сознанием. Первым таким приёмом можно назвать постоянное повторение магических слов-заклинаний. Слово рождает в головах людей образы, которые после многократного повторения возникаю снова и снова, начинают жить своей собственной жизнью. Интересно, что наиболее сильные образы вызывают слова, не несущие в себе определённого смысла: свобода, равенство, справедливость итд.

На примере оранжевой революции мы можем увидеть удачную и неудачную попытку манипуляции общественным сознанием. Так, Ющенко бросал в толпу такие слова как “свобода”, “демократия”, убеждал людей, что их “хотят обмануть”, что они “народ, а не быдло”. Все эти утверждения не имеют никакого логического смысла, однако сила их воздействия феноминальна. Янукович, напротив, говорил о действительно важных для народа материальных ценностях: возрождении угольной промышленности, подъёме сельского хозяйства, повышении пенсий и зарплат. С их точки зрения слова, произносимые на Майдане, были иррациональными: там говорили о свободе, Европе, рок-музыке. В этих речах отвутствовала логика, но было огромным воздействия на чувства. Поэтому любому манипулятору общественным мнением следует всегда помнить слова Лебона: «Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов. В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не бывало побежденным».

Едва ли не главным чувством, которое шире всего эксплуатируется в манипуляции сознанием, является страх. В 1991м году, страх военного переворота и расправы заставил всех бизнесменов единодушно поддержать ельцинское движение. Чувство страха эксплуатировали в своей кампании и оранжевые лидеры. Ющенко и Тимошенко говорили а таких, казалось бы несуразных вещах, как “московский спецназ”, который “где-то прячется”, про тайные планы вторжения российских войск. Но толпа, подверженная массовой истирии верила в эту ахинею, причём верили не только школьники, но и мыслящая интеллигенция! Эфемерный спецназ не был реальстью объективной, но он был реальностью в воображении собравшихся на Майдане. Этот образ стал заразительным, повлияв на умы нескольких человек, он быстро распространился на других и, в конце концов, даже самый последний скептик не мог сопротивляться этому массовому заражению.
Исключительное влияние на сознания масс оказывают образы крови, гибели людей и их интерпретация. Например, в 1991м году гибель 3х юношей стала важной вехой в ликвидации советского государства, но расстрел сотен людей в белом доме в 1993м такого эффекта не возымел. Важен не факт, важна интерпретация факта.
Оранжевым удалось захватить на Украине те центры, через которые они могли преподносить информацию в собственном ключе. Так, действующая власть никогда не дала бы транслировать клятву Ющенко на Библии в верности всему украинскому народу на всю страну. Важно создать спектакль, красочное, интересное театральное представление, превратив граждан в толпу зрителей.
Для сильного эффекта, оранжевые технологи попытались воздействовать на как можно большее число каналов восприятия у людей. Были организованы музыкальные концерты, цветопредставления на стенах домов. Особую роль играло повторение коротких запоминающихся вездесущих лозунгов, встречающихся повсеместно. На это принципе основана вся пропагандистская деятельность, эту мысль выразил ещё Геббельс: «Постоянное повторение является основным принципом всей пропаганды».
Повторение – психологический приём, воздействующий на подсознание и вызывающий отупление человека. Оно создаёт стереотип, который впоследствие усиливается до устойчивых предрассудков. Повторение сводит к минимуму рассуждения, превращает мысль человека в действие, формирует рефлекс, как у собак Павлова. Именно этот приём позволяет обойти разум мыслящей интеллигенции и заставить её поверить любому бреду.
Важным приёмом манипуляции является замалчивание проекта. Политик никогда не станет говорить о своих планах и действиях после переворота – такие слова побуждают людей к логическим рассуждениям, чем сильно затрудняют манипуляцию. Поэтому проект заменяется политическим мифом, обличением прошлого и противников, а именно их общих дефектов: попирает свободу, врёт народу, служит вражеским силам итд. Отсюда вытекает, что при новом режиме воцарится свобода, всеобщее счастье и справедливость.
Почему же так эффективен миф в манипуляции сознанием? Политический миф деформирует и «упорядочивает» хаос политической реальности, что становится острой потребностью людей в момент кризиса. Миф интерпретирует реальность и создает иллюзию порядка. Миф фабрикуется в лаборатории политтехнологов. Ведущий специалист США по пропаганде Г. Лассуэлл дает такое определение: «Политический миф — это комплекс идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности».
Техника подмены проекта мифом была эффективно применена и в «оранжевых» революциях последних лет. Например, из всех речей Ющенко и Тимошенко нельзя составить никакого связного образа того жизнеустройства, которое они предлагают для Украины в противовес обыденному, но связному проекту их оппонентов. Вместо проекта был предложен миф о борьбе оппозиции с коррумпированной властью. Ющенко был представлен как сила Добра («борец с режимом»), а Янукович – как сила Зла («ставленник режима Кучмы и Москвы»).
Наконец, как будто для того, чтобы сделать «оранжевую» революцию на Украине хрестоматийным примером манипуляции сознанием, массовое сознание было возбуждено сенсацией – отравлением Ющенко.
Сенсация это — сообщение о событиях, которым придается столь высокая важность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Сенсация помогает умолчать о важных событиях, которые публика не должна заметить, а также прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить, да так, чтобы о нём больше не вспомнили.
Так, в СМИ была запущена версия об отравлении Ющенко диоксинами. Разбираясь в свойствах этого яда, можно с уверенностью назвать данную версию неправдоподобной. Однако западные технологи сфабриковали некое “свидетельство венских врачей”. Пресса была заполнена гремучей смесью ключевых слов и фраз: «яды», «КГБ», «отравление борца за свободу и демократию Ющенко», «Ющенко при смерти»… Но когда отпала необходимость, вся эта «сенсация» была тихо свернута, и о ней практически больше никто не вспоминает. Она – всего лишь расходный материал в технологии манипуляции сознанием.

Углубляясь в события оражевой революции можно выделить много элементов манипулирования общественным мнением. Главной задачей оранжевых политтехнологов было превратить мыслящих людей в бесформенную, безликую и бездумную массу, показать ей как нужно мыслить, внушить ей определённые идеи и повести туда, куда им нужно. Похожие технологии применялись повсеместно в разное время и в разных местах: от пропаганды Гитлера и продвижения советских идей до бархатных революций. Изменение сознания масс – было и будет мощнейшим оружием, чьё действие порой разрушительнее ядерной бомбы! Самые могущественные государства в истории, способные противостоять любой внешней угрозе, подтачивались и разрушались изнутри благодаря миллионной бездумной народной толпе, которая, поддаваясь на внушения, повинуясь предрассудкам, не ведала, куда идёт и что творит.

 

Источники:
Густав Лебон «Психология масс»

С.Кара-Мурза, С.Телегин, А. Александров, М. Мурашкин «Экспорт революции. Саакашвили, Ющенко»
http://www.kara-murza.ru/books/export/index.htm
http://www.kara-murza.ru/books/export/index.htm

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *