Сновидения в психологии сны и сновидения психология

Человеческое сознание устроено так, что между «ночным» и «дневным» существованием воздвигнут плотный, почти неодолимый барьер, непроходимая граница, за которой простирается запретная зона…

Но автору этой книги в роли сталкера удалось не только преодолеть этот барьер, не только заглянуть в запретную зону, но и подробно рассмотреть и описать те тайны, которые там скрываются. Эта область познания хранит о тебе, читатель, нечто сокровенное, важное, значительное, нередко даже самое главное!

ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ СНОВИДЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

«Сознание», «психика», «бессознательное» — продолжают оставаться главенствующими, всеобщими и до сих пор загадочными категориями в научном изучении человеческой личности.

Сновидения в психологии, как психический феномен, кажутся ещё более таинственными свойствами человеческой психики. Это происходит отчасти вследствие малодоступности и трудности изучения этого явления (сложность наблюдения, постановки и проведения лабораторных экспериментов, проблема доказательности теории). И частично в связи с тем, что учёные, исследователи сна подходят к этой теме с различными, зачастую, изначально противоречивыми критериями, установками, философскими, научными концепциями и мировоззрениями. Это всё более запутывает вопрос.

Сновидения имеют много общего с такими психическими явлениями, как галлюцинации, иллюзии, видения, воображение, фантазии, гипнотические, онейроидные и другие изменённые состояния сознания. А это позволяет предположить существование некого единого механизма возникновения подобных феноменов. Очевидно то, что сновидения связаны с работой и проявлением и сознания, и психики человека в целом. А, следовательно, более глубокое, обстоятельное, а главное — правильное изучение снов поможет исследователю обнаружить суть и основополагающие принципы функционирования сознания — по существу подойти к открытию важнейшей тайны и загадки человеческой экзистенции в мире.

К обстоятельному изучению сновидений обращались многие великие учёные с мировым именем. Среди них, в первую очередь, конечно, следует упомянуть З. Фрейда и К. Юнга. Что же касается непосредственно этих имён, то есть все основания утверждать обратное: эти исследователи стали крупными великими учёными как раз вследствие того, что одними из первых проявили серьёзный научный интерес к данной теме.

Таким образом, изучение и исследование ночной психической стороны жизни человека остаётся актуальным и по настоящее время.

Уже накоплено достаточно много идей и предположений относительно причин возникновения и самой психической организации сновидений. Но большинство из них по-прежнему является малодоказательным и неубедительным, а чаще — не ясным, туманным и противоречивым по сути. Современные научные теории совсем не проливают дополнительный свет на проблематику природы сновидений. Единой, всеобщей, стройной, общепризнанной концепции снов до сих пор не существует (как не существует, впрочем, и единой психологической теории личности и сознания)! И поэтому проблема научных подходов к изучению сновидений, а равно создание соответствующей модели сознания остаётся открытой.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА К СНОВИДЕНИЯМ (КРАТКИЙ ОБЗОР)

Донаучный период интереса человека к сновидениям имеет длительную историю. Собственно, сколько пребывает наша цивилизация на земле, столько и существует этот интерес. Однако сновидная тематика этого долгого исторического этапа окутана пеленой тайны и мистики. Она в большей степени связана с суевериями, приметами, языческими и религиозными культами, верой в духов, божественные откровения и сообщения умерших предков с «того света».

Как показывают современные исследования, у так называемых примитивных, первобытных народов и сообществ содержание сновидений имело и имеет первостепенную важность и служит основополагающим ориентиром в поведении, отношении с природой и между людьми, в повседневной трудовой деятельности (охота, рыбалка, выбор места жилья и т. д.). Исследования древних египетских, тибетских, индийских, китайских культов, мифов, а также современных бытовых условий жизни индейских племён, таких, например, как Агваруна (сев. Перу), Ашанти (центр, обл. Ганы), Берти (Судан), Вуду (Карибы), Зулу (юг Африки), сенои (Малайзия), индейцев навахо, юма, ирокезы (Америка), коренных шаманских поселений Азии, Сибири и Дальнего Востока — позволяют обобщить столь разнообразный коллективный опыт всего лишь в одну формулировку:

В сновидениях душа человека покидает тело и путешествует в неком нематериальном пространстве. Она может встречаться с душами других людей, а также получать информацию и принимать опыт от умерших предков, героев и духов… Для некоторых племён сны представляют собой такую же реальность, как и дневная явь. Не стоит относиться к такой «теории» скептически. Она заслуживает внимания и углубленного рассмотрения. При всей разности культур, представлений о мире, условий жизни и быта и уровня развития цивилизаций — и самые древние, и прошлые, и современные народности стремятся выразить некую единую, коллективную, всеобщую истину о мире и человеке. Сновидения несут собой гораздо более глубокую жизненную мудрость и философию, чем это принято считать в современной науке. Да и само прилагательное «отсталые» или «примитивные» народы применительно, конечно, не к внешним достижениям научно-технического прогресса, а к внутреннему духовному миру человека, — не соответствует своему названию.

Психология, как наука, зарождалась в рамках философии. Первые древнегреческие философы, конечно, не могли обойти вниманием такой психический феномен, как сновидения. Аристотель наделял их функцией воображения и считал побочным продуктом предыдущих ощущений. Демокрит полагал, что сновидения — это особые излучения, исходящие ото всех людей и вещей. Эти излучения способны проникать в тело и сознание спящего. Согласно Платону, биологическим очагом сновидений является печень. А древнегреческий философ Артемидор из Далдиса написал основной труд своей жизни, своеобразный словарь снов, в котором отразилась первая попытка обобщения и интерпретации ночных образов и ситуаций.

В эпоху становления и развития основных мировых религий (буддизм, христианство, ислам) сновидения толковались и объяснялись в рамках соответствующего, конкретного, религиозного описания мира. Но по своей сути и принципам такие объяснения не сильно отличались от более древних (примитивных) толкований. Сменились лишь формы и названия: во сне душа по-прежнему путешествует, но пришедшие в сновидение духи именуются бесами (в христианстве) или асурами (в буддизме). Значительный акцент делается на откровения Бога (или соблазнение демонами). Согласно религиозному описанию, во сне возможно и явление умершего святого, который передаст некую тайную информацию, откроет спящему будущее, окажет помощь, сообщит о нахождении некого старинного культового предмета (иконы) и пр.

В рамках растущего научного материалистического мировоззрения различные учёные, философы пытались давать сновидениям свои объяснения. Т. Гоббс видел во снах фантомы прошлых ощущений, обратную сторону человеческого воображения. Р. Декарт считал, что это результат деятельности органов чувств спящего, отвечающие его желаниям. Впрочем, серия вещих снов подвела его к мысли, что в них спрятана более сокровенная тайна. И. Кант, как и Вольтер, был сторонником того, что сновидения — это бессмысленный предрассудок и следствие расстроенного пищеварения. Никто так хорошо и точно не изображал и не описывал впечатляющие ночные видения (имеющие определённый смысл), как люди искусства: писатели, художники. В это число просятся классики русской литературы: Лесков, Толстой, Достоевский, Чехов, а также испанский художник Сальвадор Дали….

К началу двадцатого века наряду с открытиями в области электричества, с развитием естествознания, биологии, физиологии формировались физиологические модели сновидений. Величайшие открытия И. М. Сеченова и И. П. Павлова в России поставили понимание сновидений на стойкий материалистический фундамент. И хотя такая научная деятельность активизировала множество исследований в области психологии и послужила созданию целых научных направлений, возникла и реализовалась опасность редукционизма — сведения сложной проблемы сознания и психического только к физиологии.

Согласно Павлову, сновидения — это результат возбуждённых очагов нервных клеток головного мозга в процессе торможения. «Сновидение есть следовое и притом большей частью давнее раздражение нервных следов». Такая теория хоть и дала понимание о связи психического и соматического, но явилась достаточно ограниченной и ущербной, как и любая другая физиологическая модель, объясняющая психику и сознание человека исключительно с материалистической позиции.

Поэтому подлинной революцией в изучении и осознании психического (как многоуровневого конструкта) стало параллельное исследование известного в мире основоположника психоанализа — 3игмунда Фрейда. Он писал:

«Я считаю своим долгом заявить, что сновидения действительно имеют значение, и действительно возможен научный метод их толкования» (1900 г.)

Первая серьёзная научная попытка психологического, а не физиологического объяснения феномена сновидений дала мощный толчок к поиску новых путей и возможностей в исследовании снов разными учёными. В ходе становления и развития мирового психоаналитического движения отдельные положения теории 3. Фрейда пересматривались, изменялись, дополнялись. Смещались точки зрения и акценты на соотношения уровней психического в личности и на понимание самих сновидений. И с некоторых пор (с середины двадцатого века) сны, наконец, заняли своё достойное и видное место в общей психологической структуре других множественных психических проявлений. Ни один психоаналитик (психолог, психотерапевт) теперь не мог обойти вниманием ни одно из ночных грёз, поведанных пациентом.

Великие психоаналитики и неофрейдисты Адлер, Фромм, Берн, Роджерс, Маслоу, Перлз, Ассоджолио вслед за Фрейдом стремились более основательно рассмотреть территорию сновидений — чужую психическую реальность. Неоценимый вклад в понимание сновидений внёс Карл Юнг, значительно расширив и дополнив их архетипическим, мифологическим и духовным содержанием. Размежевавшись с классическим психоанализом, аналитическая психология Юнга пролила новый, дополнительный свет на сущность сновидений, даже в чём-то превзойдя в этом самого Фрейда.

Тем не менее, теоретические концепции и психологические модели и Фрейда, и Юнга, и всех последующих современных психоаналитиков сами остались своеобразными мифами, плохо (в строго научном смысле) поддающимися эмпирическому подтверждению и доказательности. Они далеко не в полной мере объяснили и объясняют всеобщие принципы работы психики и сознания. Однако подобные мифы-теории, надо признать, в определённых плоскостях человеческого бытия всё же функционируют. Давно раскрыта и показана ущербность теории классического психоанализа с его акцентом на всесильность и вседейственность либидо (сексуальной энергии человека), а также на конфликтность и беспомощность человеческого «Я», потонувшего в океане низших инстинктов и страстей. Но величайшая заслуга в приоритете изучения снов в психологии и психотерапии навсегда останется за отцами психоанализа.

Что же дальше? Полностью ли современные психоаналитические теории объяснили причины, значение и феномен сновидений индивида? Конечно же, нет!

Важным событием в 1927 г. явилось научное открытие Ганса Бергера, который показал, что разность электрических потенциалов мозга может быть измерена и записана в виде графика — энцефалограммы. А в 1937 г. А. Лумис, Э. Харвей и Дж. Хобарт впервые осуществили электроэнцефалографическое описание сна. Теперь сон и сновидения можно было изучать лабораторно. Было выявлено пять фаз сна: 0 — дремота, 1 — лёгкий сон, 2 — полуглубокий сон, 3 и 4 — глубокий сон.

И только в 1953 г. Э. Азеринский и Н. Клейтман (учёные чикагского университета) открыли глазную активность во время сна, которая конкретно соответствует фазе ночных видений. Таким образом, появилась возможность более детального и научного изучения сновидений. Обнаружилась возможность записи следующих биологических параметров во время сна в лаборатории:

— деятельности головного мозга (электроэнцефалография).

— глазной подвижности (электроокулография).

— мускульной деятельности (электромиография).

— сердечной деятельности (электрокардиография).

— дыхательного ритма (пневмография).

— психогальванического рефлекса.

Изучив и сопоставив эти полиграфические ряды, учёные У. Демент и Н.Клейтман в 1957 г. создают классическую схему циклов сна.

Глядя на записанные ЭЭГ нервные импульсы головного мозга, мы можем отчётливо увидеть две различные фазы мозговой деятельности, происходящей во время сна:

Период ББДГ — сон без быстрых движений глаз, или ортодоксальный, глубокий, пассивный.

И период БДГ — сон с быстрым движением глаз, или парадоксальный, неглубокий, активный.

Во время сна ББДГ дыхание становится замедленным, кровяное давление снижается, происходит расслабление мускулатуры и почти отсутствуют движения тела. В глубоких фазах сна ББДГ (3 и 4), известных как «фазы дельта-сна», мозговая активность регистрируется большими, плавными, медленными колебаниями.

Быстрый (парадоксальный, БДГ — быстро двигающих глаз) сон длится от 5 до 45 мин. и составляет 20–25 % общей продолжительности сна. Эта фаза характеризуется появлением на ЭЭГ быстрых низкоамплитудных ритмов и по этим проявлениям сходна с первой стадией медленного сна и даже с активным бодрствованием! Быстрые ритмы могут чередоваться с низкоамплитудными медленными и короткими вспышками альфа-ритма.

Во время быстрого сна наблюдается следующая картина: наши глаза словно следят за быстро двигающимся предметом или окидывают взглядом толпу, выискивая нужного человека. Происходит практически полное угнетение тонуса мышц диафрагмы рта и резкое угнетение спинномозговых рефлексов. В то же время мозговой кровоток усиливается, происходят мышечные подёргивания, изменение частоты сердечного ритма и дыхания с тенденцией к увеличению, эпизодические подъёмы артериального давления, эрекция полового члена у мужчин и клитора у женщин. Разбуженные во время парадоксального сна люди рассказывают свои сновидения в более чем 70 случаев из 100.

Периоды сна ББДГ и БДГ следуют один за другим, составляя циклы сна. Каждый цикл состоит из периода продолжительностью от 60 до 90 минут сна ББДГ, проходящего через четыре фазы, и более короткого периода сна БДГ. В конце периода сна БДГ цикл сна завершается; наступает короткий промежуток «пробуждения», во время которого спящий человек может изменить положение тела, приоткрыв глаза (этот фрагмент, чаще всего, не помнится совсем). Затем начинается новый период цикла сна. Обычно за ночь сновидец проходит от четырёх до шести циклов, причём сон ББДГ занимает примерно 80 % общей продолжительности сна.

В каждом цикле, однако, продолжительность времени периодов сна ББДГ и сна БДГ меняется. На схеме показано, как последующие циклы включают менее продолжительные периоды сна ББДГ и более продолжительные периоды сна БДГ.

Таким образом, хотя наш первый период сна с быстрым движением глаз составляет примерно 5 мин., следующий длится уже 10, а за ним последует период в 15 минут. Последний период сна БДГ может длиться от 30 до 60 минут.

Схема последовательности прохождения через цикл сна четырёх фаз сна ББДГ и периода сна БДГ представляет собой такой алгоритм:

период сна ББДГ 0–1 — 2–3 — 4–3 — 2 — сон БДГ — 2–3 — 4…

Причём каждая фаза сна нуждается в своей реализации при полноценном сне средней продолжительностью восемь часов. В случае недобора или сокращения любой из фаз (под воздействием снотворных, наркотиков, алкоголя, или в результате преждевременных пробуждений и общего недосыпания) нереализованный период стремится к своему восстановлению во времени в последующую и ближайшую ночь.

Было проведено большое количество лабораторных исследований сна. Но в связи с общим замыслом и направленностью книги сразу отметим, что с духовной точки зрения такой научный подход не представляет собой ни какой познавательной ценности.

И хотя такие исследования значительно продвинули науку в понимании возникновения и прохождения сновидений, по-настоящему они не привели к серьёзному открытию их природы и роли в жизни человека и не дали исчерпывающих объяснений.

Подобная ситуация сохраняется и на современном этапе. Все новые созданные теории сновидений являются производными всего лишь от двух фундаментальных научно-познавательных подходов — психоаналитического и физиологического. Все современные теории сна принципиально не превосходят гения Павлова и Фрейда-Юнга.

Приведём итоговые очевидные высказывания различных специалистов-исследователей в области сна, которые актуальны и по сей день:

«Сон и его помощник сновидение так и не открыли нам своих тайн. Нам потребуется наверняка годы и годы исследований для того, чтобы понять их точное значение и узнать каковы отношения между ними»

(Хоффман ля Рош)

«За исключением гипотез не существует никаких доказательств, никаких экспериментальных данных, никаких точных знаний в конечной инстанции, доказывающих, почему мы спим и почему мы видим сны»

(Бертини)

«До сих пор нам ещё трудно ответить на вопрос: почему мы спим? Почему мы видим сны?»

(П. Пассуан)

«До сегодняшнего дня у нас нет ясных мыслей относительно той реальной функции, которую выполняет сон в нашем организме, и мы в равной мере не знаем ничего, что касается функций сновидений»

(Х. Шульц)

«В своих экспериментах мы были несколько слишком приблизительны… Таким образом, сон так и не открыл нам тайны своих функций и, вероятно, не откроет их ещё долго»

(М. Жувэ)

И всё же, авторская позиция утверждается в том, что в настоящее время уже наметился коренной перелом в научном понимании сновидений. Он связан в начале 80-х годов с подлинно научным (обоснованным) открытием, обнаружением особого типа сновидений — осознанных сновидений. По-другому, они именуются — люцидными, прозрачными, ясными, управляемыми или даже «сновидениями в квадрате»! Более десяти лет потребовалось их официальным первооткрывателям — Лабержу С. (стэндфордский университет) и параллельно Хирну К. (Англия) — доказывать научному миру только подлинность существования этого типа сновидений!

Этот вид ночных сновидений отличается качественно от всех остальных тем, что в них присутствует, функционирует наше полное, дневное, бодрствующее сознание. Во сне мы можем сохранять дневное сознание и понимать, что видим сон, а значит сознательно мыслить, намеренно действовать, осмысленно влиять на события (сна) и целенаправленно перемещаться! Этот научный факт закономерно можно рассматривать, как глубокий прорыв в понимании изучении сна, обещающий принципиально новые исследовательские перспективы.

Изучение осознанных сновидений таит в себе неограниченные потенциальные возможности в понимании природы и психического, и сознательного в человеческой личности, а также их структуры и соотношения. Осознанные сны — нечто исключительное и ещё незнакомое науке. Они связаны и с паранормальными явлениями, и со сверхпсихическими способностями личности, и с философскими прозрениями, и с принципиально новым взглядом на мир и сознание человека, и с возможными глобальными открытиями в целом в науке будущего, а также с применением их в разных областях человеческой деятельности (медицине, образовании, криминалистике, истории, государственной безопасности). Именно поэтому в развитых странах и там, где любая подобная информация всегда в цене, на такие исследования немедленно выделяются деньги. Есть все основания предполагать, что результаты многих дальнейших углубленных разработок в области сновидений становятся делом государственной важности и, естественно, засекречиваются.

В нашей стране длительный период, когда во всех областях науки и культуры довлел «махровый», непримиримый и воинственный материализм, конечно, не могло быть и речи ни о каком психоанализе и, тем более, о сознании во сне. Хотя на психологическую важность и значение сновидений уже указывали такие советские учёные, как Касаткин В. Н. и Вольперт И. Е. Однако они были вынуждены подстраивать и соотносить свои исследования с физиологической теорией Павлова.

Последние 10–15 лет в связи с запоздалым потоком различной психоаналитической и духовной литературы на территориях бывшего СССР наметился устойчивый подъём интереса к сновидениям, как со стороны рядовых читателей, так и со стороны профессионалов-психологов. Активно пропагандируют знания об осознанных сновидениях и духовных возможностях человека многие эзотерические центры. А та сфера психологических исследований, которая относится к глубокому изучению магических и религиозных учений и в их практическом, прикладном к человеку смысле, — представляется наиболее перспективной. Весьма оригинально такое нетрадиционное направление познания, как трансперсональная психология. Основатель этого направления в психологии доктор медицины — С. Гроф (США). Трансперсональная психология, отражая картографию изменённых состояний сознания в её широчайшем диапазоне, и, научно переоткрывая религиозную мудрость и опыт различных мистиков, заставляет по-другому взглянуть на природу и функцию сознания. Однако трансперсональная психология несёт в себе целый ряд серьёзных недостатков и даже опасностей (в духовном познании и в познании сновидений в том числе). В основе её — поток наркотического сознания, а подобный поток определённо связан с разрушительными воздействиями (на тех, кто с ним соприкоснулся) и всякого рода болезненными зависимостями. В нашей стране имеются неограниченные возможности изучения внутреннего мира человека и его духовных глубин на базе научно-психологического исследования христианского православия — нам нужна своя российская, славянская (а не прозападная, американская) «трансперсональная психология». Тем самым обнаружится возможность вернуть в современную психологию душу человека, обратиться к изучению его духовных потенций и возвратить в науку, по сути, самого человека. Такое изучение приоткроет многие тайны сознания и психики, что и является главной целью и задачей психологии — науке о душе! Это направление научного исследования было бы особенно актуальным у нас, когда до сих пор личность трактуется, как био-социальное существо совершенно без учёта его духовных возможностей. Классическая современная психология явно хромает и отстаёт от духовных потребностей человека. Она до сих пор не изучает и почти не рассматривает человеческую личность, как духовную составляющую. Очень важно в рамках психологии научно показать духовные перспективы, а, следовательно, дать новые духовные идеалы подрастающему поколению в стране, которая таких идеалов была лишена. В стране, в которой хаотически строится новая неопределённая прозападная модель экономики и уже устойчиво сформировались негативные ценности: престиж богатства, роскоши, денег с доминированием культа насилия, жестокости и лихой удачи.

Не менее негативна иная тенденция — речь идёт об обширном рынке всевозможной эзотерической литературы, призывающей к духовному развитию и самопознанию. На сознание рядового читателя обрушивается целый шквал разнообразных, привлекательных и весьма оригинальных духовно-эзотерических концепций и практических рекомендаций, но вот беда, — большинство из них является самыми выхолощенными, извращёнными, разрушительными и пошлыми формами познания!

Возвращаясь к главной теме книги, подведём итоги. Итак, сновидения — это:

— ложные воспоминания, остатки дневных впечатлений, «небывалые комбинации бывалых впечатлений»;

— следствие генерирования электрических сигналов частью головного мозга. Такая активность ведёт к серии случайных образов и ощущений. Это попытка мозга обработки этих электрических сигналов (активационно-синтетическая модель);

— раздражение зрительных нервов;

— необходимое условие для развития мозга (известно, что младенцы спят более 16-ти часов в сутки, половина этого времени занимают сновидения. К старости же фаза парадоксального сна значительно сокращается);

— автоматическая работа мозга при отсутствии восприятия, осознание разумом себя в отсутствии действия органов чувств;

— перекодирование мозгом сигналов, поступающих из внешней среды (холод, теснота…) и от тела (мышечный тонус, состояние биологических органов…);

— закрепление и переработка ранее полученной информации в памяти;

— разрешение проблем и реабилитация негативных состояний, возникших в дневном сознании, на психическом и психосоматическом уровнях;

— состояние частичного пробуждения ото сна;

— растормаживание нервных следов в коре головного мозга под влиянием внешних и внутренних раздражителей (рефлекторная модель снов И. М. Сеченова — И. П. Павлова);

— следствие сложных химических и биохимических процессов в организме;

— шизофреническое состояние психики, ночная галлюцинация, котёл тревог, установок и желаний, патологическое невротическое состояние возврата к прошлым травмирующим событиям (одна из психоаналитических теорий);

— исполнение желаний и реализация фантазийных потребностей (на психическом уровне), невротический симптом и у здоровых людей, не физиологическое, а психологическое явление, имеющее смысл и требующее толкования, интерпретации;

— материнская грудь, сравнимая с плоскостью белого экрана, на который проецируются первичные элементы психики младенца, выражающие отношения с этой грудью, и на которую впоследствии наслаиваются все остальные вторичные психические проявления (образы, чувства, мышление…) — пример одной из современных психоаналитических версий;

— реальность, автобиографический эпизод из жизни индивида.

Среди всего разнообразия теоретических концепций сновидений, отношений к ним, подходов в изучении и использовании, можно выделить следующие ведущие направления познания…

Строго научное (классическое, академическое). Этот подход связан с экспериментальными измерениями, строгой проверкой и доказательностью положений, с активным использованием современных приборов и возможностью точных и смежных наук (таких как: медицина, биология, химия, нейрофизиология, психофизиология, математика и т. д.).

Психоаналитическое — как в рамках психоаналитической клинической ситуации (лечебный альянс), так и применительно к повседневной жизни человека в пространстве психоанализа, как идеологии или мировоззрения. Связано с разработками и теоретическими концепциями таких ведущих психоаналитиков, как Фрейд, Юнг, Адлер, Берн и более поздних, современных: М. Масуд Кан, Ханна Сегал, Ж. Б.Понталис, Гарольд Стюард, Дж. Темайл, Дидье Анзье, Дж. Спаньярд, Р.Гринберг, Р.Столороу, Дж. Этауд…

Экзистенциальное, феноменологическое. В рамках теорий учёных с мировым именем Л. Бинсвангера, М. Босса. К. Роджерса, Ф. Перлза: «сновидение — это субъективная реальность, личностное существование, активное психическое автобиографическое переживание человека!»

Религиозное направление — в границах религиозного описания и картины мира. Это в первую очередь относится к мировым религиям — буддизму, христианству и исламу. Заслуживает самого пристального и серьёзного внимания, изучения и сравнительного контекста. Достаточно информативно вследствие возможности изучения многочисленных описательных источников, отражающих личный индивидуальный опыт адептов и подвижников на разных этапах духовного продвижения. Возможность контент-анализа и сопоставления его с современными исследованиями в области сновидений позволит выверить и обосновать эзотерическую концепцию сновидений более доказательно.

Шаманизм — представляет собой уникальную древнюю традицию, сохранившийся культ первобытных племён и народов с оригинальным взглядом на мир, природу, сознание и сновидения.

Оккультное, магическое направление познания — отражает некую попытку синтеза религиозного сознания с опытом современных духовных систем, это древние тайные знания о внутреннем мире человека, преломленные в нашей цивилизации. Сновидения в нём занимают особое место (это относится, например, к теософии, антропософии, магии Карлоса Кастанеды, агни-йоге Рерихов и т. д.);

Фольклорный (народный) подход. Он заключается в изучении исконно народных, исторических традиций — примет, сонников, поговорок, сказок, легенд, мифов, деревенского ведовства — что, несомненно, обогатит современные представления о сновидениях и сознании.

Парапсихологическое направление. Оно предполагает исследование и выявление общих механизмов и принципов феноменологии экстрасенсорики и их связи со сновидениями (эффекты телепатии, НЛО, ясновидения и т. д.).

Актуальное (синтезированное, духовное) направление — с предварительным условным названием, интегрирующее в себе знания о сновидениях, сознании и психики с учётом всех предшествующих теорий, и ставящее перед собой цель изучение духовных и творческих уровней личности и провозглашающее сновидения энергетическим и духовным явлением. Осознанные сновидения — предмет пристального научного изучения. Актуально для современного периода нашей страны.

Актуальная психология призвана стать связующим звеном между современной наукой и религией. В области познания человека она провозглашает не противопоставление друг другу материалистической и религиозной картины (мира), а примирение и синтез — изучение внутреннего, духовного опыта человека в рамках определённой картографии.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Академическая психология предлагает читателю всего лишь несколько определений сновидений, а точнее — только два их вида. Среди них одно определение принято считать классическим, а другое является психоаналитическим.

Ниже следует несколько обобщённых, распространённых в психологии определений.

«Сновидения — это неотъемлемо значимое и ритмически повторяемая во время сна психическая активность человека, проявляющаяся как результат отражения совокупности ментальных, физиологических, биохимических и психологических процессов в организме».

С того самого момента когда мы засыпаем, мы оказываемся в мире неограниченных возможностей. В наших снах мы можем быть кем угодно и делать что угодно. В мире снов нет ничего не возможного. Можно оказаться на Марсе, или в далеком прошлом, где-нибудь в первобытных пещерах, а можно в одно мгновение подняться по карьерной лестнице и заработать миллионы, или наоборот, потерять все, что было нажито непосильным трудом…
Сны зачастую неясны и их сложно интерпретировать. Но иногда наши сновидения, такие яркие и реалистичные, что нам очень сложно провести черту между реальностью и фантазией.
Так какое же значение имеют в жизни человека его сны? Было бы логично, предположить, что сон это только продукт пережитых переживаний человеком в течение дня, но так ли это на самом деле? В данной статье мы рассмотрим основные теории сна: Фрейда, и Юнга.
В предыдущем посте объяснялось Что происходит, когда мы спим? Почему люди спят?

Для начала, давайте рассмотрим некоторые известные факты о снах:
1. Все видят сны и это факт. Единственным исключением являются люди страдающие серьезными психическими расстройствами. Если вы попросите кого-то рассказать свой сон, и он ответит, что никогда не видит снов, он врет. Он просто не помнит своих сновидений. Этот факт плавно подводит нас к пункту № 2.
2. Мы забываем 90% наших снов. В течение пяти минут, после пробуждения 50% от вашей снов будут забыты. Еще через пять минут вы забудете 90% увиденного во сне. 10% это то, что останется в вашей памяти. Часто это самые яркие моменты ваших сновидений.
3. Мы часто верим в то, что видели во сне. Например: лица людей, которые в реальности ни когда не видели. Или вера в полученную информацию, о которой раньше ни чего не знали и не слышали. Если попытаться возразить, и намекнуть собеседнику, что возможно, это были образы из далекого прошлого, лица встретившихся незнакомцев, или обрывки фраз, услышанных в метро, по радио, телевизору и т. д. Вы скорей всего в ответ услышите: ” У меня нет сомнений по этому поводу, во сне, я точно видел это впервые “. На самом деле, наш мозг способен вытворять невероятные трюки, он может вспомнить лица, которые мы видели всего долю секунды, но ранее, эта информация была скрыта, чтобы не перегружать память ненужным мусором.
4. Опросы показали, что 20 – 40% людей, хотя бы один раз в жизни видели вещий сон.
5. 12% людей видят исключительно черно-белые сны, а среди людей находящихся в возрасте менее 25 лет, цифры еще меньше, всего лишь 4,4%.

Теории сна. Фрейд.
Фрейд был одним из первый психологов, предложивших теорию сновидений. Отец психоанализа обнаружил, что пациенты во время сеансов часто рассказывают о своих сна. Следовательно, он решил использовать сны, в качестве научного метода.
В конце XIX века он серьезно занялся изучением сновидений и пришел к выводу, что именно они являются ключом к пониманию подсознания.
Фрейд считал, что мы спим, потому что нам нужен отдых от внешних раздражителей. Сон – это уход от реальности, а с помощью сновидений психика компенсирует то, чего вы страстно желаете, но выполнение этих желаний, невозможно, потому, что эти желания подавлены, на них наложена цензура…

Что же все это значит? Фрейд, классифицировал психику на три области:
«Сверх-Я», или Супер-Эго: Это отражение социальных норм, морали, наложение запретов, формирование идеалов. Супер – Эго стремится быть социально приемлемым. Сравним его с «Ангелом на правом плече», который держит под контролем и находится в постоянном конфликте с «Оно». По сути «Сверх-Я» Это ваша совесть.

« Я », или «Эго»: Это сознательный разум. «Эго» стремится угодить «Оно», не вызывая проблем и конфликтных ситуаций. Это баланс между «Оно» и «Супер – Эго», которые в свою очередь получают свое объективное существование через «Я ».

«Оно»: живет по принципам достижения удовольствия любой ценой и просто хочет все и сейчас. Пища, вода, секс и другие основные инстинкты контролируются «Оно». «Оно» ищет только удовольствия, это ваш «Дьявол на левом плече».

Фрейд считал, что в течение дня, ваше «Сверх-Я» контролирует « Я » и вы действуете, социально надлежащим образом, как этого требует ваша совесть. Это значит, «Сверх-Я» удается подавить «Оно». Поэтому когда вы спите, ваше «Оно» освобождает все подавленные, социально неприемлемым желания. Наш мозг воспроизводит вытесненные желания в символических образах, которые более приемлемы для цензуры. Вот почему сны так сложно понять и истолковать.

Вы уже наверное знаете, что Фрейд был немного… Ладно, слишком одержим сексом. Все его теории, основаны на сексе. И это то, что вызывает скептическое отношение к теориям Фрейда. Так, например не сложно догадаться, что по Фрейду символизировали; (стволы деревьев, палки, ракеты и все предметы, удлиненной формы), или (печи, вазы, горшки, кастрюли и все, содержащие внутреннее пространство). Самая обычная ходьба вверх по лестнице, имеет сексуальный подтекст, ну а если вам, ни дай бог, приснилось, что вы, ставите цветы в вазу своей тещи… То вы 100% извращенец…
Тем не менее, сексуальное помешательство Фрейда, не делает менее значимыми, его достижения в области изучения сновидений и вообще психологии. К тому же, такое видение Фрейда, объясняется пуританскими нравами тех времен и слишком подавленной сексуальностью викторианской эпохи.

Теории сна. Юнг.
Карл Густав Юнг – Один из лучших учеников Фрейда, как и Фрейд, Юнг был согласен, с теориями своего учителя, он верил в существование бессознательного, и придавал ему огромное значение для понимания психики человека. Безусловно, теории Юнга основаны на идеях его учителя, но в отличии от Фрейда, Юнг придавал меньшее значение сексуальности и отдавал первенство духовности. Фрейд упрекал Юнга в чрезмерной склонности к мистицизму, а Юнг не мог согласиться с тем, что Фрейд рассматривает бессознательное, с точки зрения низменных инстинктов, а содержание снов, как скрытое за образами, удовлетворение, социально не приемлемых норм. Эти разногласия, и стали камнем преткновения на пути Фрейда и Юнга, они стали поводом для окончательного разрыва, после которого, каждый пошел своим путем в изучении и понимании бессознательного.

Юнг предложил другую структуру личности человека:
“Эго” рассматривалось им как самосознание, восприятие личностью внешнего мира, а все отвергаемые личностью черты, (социально не приемлемые), образуют бессознательное «контр эго», которое Юнг назвал тенью. Как и “Оно” Фрейда, “Тень” – это часть вас самих, ваши примитивные инстинкты, Тень – это та сторона личности, которую вы не желаете принять.

“Анимус” у мужчин и “Анима” у женщин – архетипы представляющие черты личности, мужское и женское начало, часто вытесненные в бессознательное.

Самость – это основной архетип в структуре Эго, архетип целостности личности, качество, которое превосходит “Эго”, оно охватывает и сознательную и бессознательную область человеческой психики. Самость – это весь потенциал личности, окончательная цель самоосуществления, самореализации.

Все в теориях Юнга, базируются на наличии противоположностей: черное – белое, добро – зло, мужчина – женщина, “Эго” – контр Эго, или тень.

Касательно снов, Юнг считал, что сны были не маскировкой вашего бессознательного, скорее, они были окном к нему. Сны – это своего рода рекомендации для решения проблем в реальной жизни это ваш советник, путеводитель по жизни. Сновидения рассматривались Юнгом, как процесс коммуникации между сознательным и бессознательным. Цель сновидений, направить, помочь человеку проявить свой полный потенциал…

Как видите, и теория о сновидениях Фрейда, и теория Юнга особо не отличаются, и обе имеют право на существование. Какая же из них более правдоподобна?
Придавать снам сексуальный, или более одухотворенный смысл?
И вообще, придавать ли им какой-либо смысл?…
Всё сугубо индивидуально, и выбор только за вами!

сновидения в психологии

сны и сновидения психология

психология сновидений фрейд

психология сновидений книги

психология сновидений осознанные сновидения