Оккультизм, оккультизм книги, оккультизм скачать, оккультизм и магия

Пишите по вопросам экстрасенсорики, поиску людей, устранения порчи и сглаза, магии

[email protected]i-putnik.net

Оккультизм и религия, оккультизм и наука. Насколько непримиримо это противостояние? Насколько оно предопределено самой природой этих явлений? А может быть, это противостояние надуманно и беспочвенно. К чему весь этот спор? Да и трудно назвать это спором, так как разногласия здесь почти никакого нет. Более того, я бы даже сказал, что есть поразительное единодушие по ряду вопросов. Есть представление об оккультизме, высказанное тем, кто когда-то сделал его известным на Западе, и было это уже более ста лет назад.

И есть представление об оккультизме современных авторов, как правило, православных. Не нужно быть большим аналитиком, чтобы заметить, что свое мнение об оккультизме последние основывают, с одной стороны, на более чем огромной массе «популярной литературы» об астрологии, так называемой «магии» и т.п., действительно сомнительного содержания. А с другой – на мнении церкви по отношению к различного рода колдовству, магии и т.д. Самое интересное, что взгляды оккультизма и религии, по сути, совпадают. Инцидент можно было бы считать исчерпанным. Однако исчерпанным только на бумаге. В жизни он, очевидно, продолжится еще очень долго.

Можно выделить две основных линии напряжения: между оккультизмом и наукой и между оккультизмом и религией. Вопрос в том, насколько это напряжение является искусственным, т.е. надуманным и возникшим в результате неправильного понимания этих явлений, и в чем оккультизм действительно противостоит науке и религии? При этом, правда, надо учесть, что и взаимоотношения между наукой и религией далеки от гармонии и согласия. Поэтому ни одну, ни другую нельзя брать в качестве точки отсчета, а суждения их не могут быть поэтому критерием истины. Одна из причин, делающая противостояние искусственным в том и состоит, что, как ни странно, религия не признает в оккультизме научность, а наука – религиозность. В то же самое время со своей стороны можем высказать совсем уж крамольную мысль, что возможно именно оккультизм является синтезом науки и религии, т.е. тем, что их объединяет. Не будем сейчас приводить обоснования этого, это тема очень серьезного разговора, требующая очень точного и глубокого обсуждения того, в чем состоит суть науки и в чем религии. Пусть это будет пока просто интуитивное предположение, впрочем, согласное с тем, что пишет Брокгауз и Ефрон.

Однако обращаясь к тем авторам, благодаря которым мы сейчас говорим об оккультизме, к тем, кто, очевидно, не понаслышке знает, что это такое, мы видим, что они очень четко разделяют истинный оккультизм от ложного, состоящего в поиске различного рода феноменов, и, также как и церковь, предупреждают об опасности практикования оного. Во-вторых, они настаивают, что для истинного оккультиста, прежде всего, важна чистота души и помыслов, искренняя вера в Бога, преодоление эгоизма и тщеславия, добавляя при этом необходимость преодоления также и различного рода заблуждений, догм, стереотипов. Не о том ли пекутся и христиане, например? Что отличает оккультизм от религии – это иное видение взаимоотношений человека и Бога. Можно ли назвать его антихристианским учением? Я думаю, что нет, не-христианским – да, но наравне с другими теологическими системами, например, исламом, буддизмом и т.п. Противопоставлять таким образом оккультизм и христианство – значит совершать логическую ошибку, намеренно или по неведению путая понятия противоположности и противоречия.

Что касается сопоставления оккультизма с наукой, то первый воспринимает мир в более широком диапазоне, если так можно выразиться, который наука начинает постепенно открывать. Кроме того, методы современной науки и оккультизма хотя и имеют на первый взгляд одну цель – познание, сильно отличаются. Первая – опирается на эксперимент, считая его единственным объективным критерием истины и стремясь исключить «субъективного» человека из процесса познания. Второй же наоборот – стремится включить человека в этот процесс, делая его своего рода инструментом, путем и целью этого познания. Отсюда необходимость познания себя и работы над собой. Это две модели науки. Слова Джордано Бруно: «Наука есть наилучший способ сделать человеческий дух героическим» и Платона: «В науках очищается и вновь оживает некое орудие души каждого человека, которое другие занятия губят и делают слепым, а между тем сохранить его в целости лучше, чем иметь тысячу глаз, ведь только при его помощи можно увидеть истину» относятся большей частью именно к той модели, которую предлагает оккультизм.

Проблема отношения к оккультизму, как кажется, имеет сегодня одну очень важную, хотя и не слишком очевидную причину. Анализируя определения оккультизма (см. ниже), нетрудно заметить, какой сильный акцент ставится на работу с внутренним миром человека. Речь идет и о глубоком самопознании и об усилиях, направленных на моральное самосовершенствование. Очевидно, что такое внимательное отношение к своему внутреннему миру не очень модно сегодня, к сожалению. У большинства из нас нет навыка работы с самим собой. Нет того опыта, к которому обращается, и который развивает оккультизм. И это, возможно, самое большое препятствие к его признанию. Очень хорошо эта проблема становится заметной при изучении совсем вроде бы не оккультных работ Карла Густава Юнга, особенно в сравнении с работами Зигмунда Фрейда. Популярность, хотя и оспариваемых, и далеко не бесспорных идей последнего трудно преувеличить. Как трудно преувеличить и степень нашего знакомства с опытом, к которому апеллирует Фрейд. И также трудно преувеличить степень отсутствия у нас того опыта, разделить который предлагает Юнг. И если религиозный образ жизни требует определенного морального совершенствования, то образ жизни научный не требует сегодня ни самопознания, ни этического совершенствования.

Так что же, есть ли возможность примирения? Надо полагать, что есть, но для этого надо будет сделать очень много усилий. Скорее всего, первой придет к признанию оккультизма наука, которая в течение последних двухсот лет все ближе подходит к представлению о мире ранее свойственному только оккультизму. Например, в понимании законов эволюции, эмбриогенеза, а также в области психологии человека.

Однако ждать этого признания можно активно. Непредвзятое изучение традиций, мифов, философских и религиозных учений различных эпох, их сравнительный анализ позволят нам расширить круг своих представлений о мире. А их осмысление и попытка применить их к нашему сегодняшнему дню и к нам самим позволит лучше понять свой внутренний мир. И именно там, в нашем внутреннем мире, должна, судя по всему, произойти эта долгожданная встреча.

Приведем несколько цитат из различных источников, иллюстрирующих основные положения оккультизма и отношение к нему с точки зрения религии и науки.

Оккультизм.
Субба Роу
Источник: SunHome

Египетский сфинкс – символ вечной загадки человека и для человека

Под оккультизмом я понимаю ту науку, или, скорее, мудрость, которая даёт верное и точное объяснение действию законов природы вместе с их приложением по всей вселенной.

Фактически, это наука о происхождении, назначении и силах вселенной, а также всех вещей в ней.

Заметная разница между оккультной и современной наукой состоит в том, что первая работает с силами и материалами природы в их естественном состоянии, в то время как последняя использует их в отдельности и в ограниченном состоянии низшего плана их проявления…

Оккультист рассматривает всю природу как единое целое, а всё разнообразие относит на счёт того, что единство это состоит из проявлений различных уровней или планов, восприятие которых зависит от развития воспринимающего.

Он считает, что единый закон, проникающий все вещи — это эволюционное развитие, движущееся вверх до первоисточника эволюции — божественного логоса; потому известный нам ныне человек способен на почти бесконечное развитие.

Веря, что природа и её законы — одно, оккультист знает, что всякое действие против этих законов встретит противодействующие силы и будет уничтожено; потому развивающийся человек должен, если хочет достичь божественности, стать сотрудником природы. Для этого ему следует учиться соответствию природе. Оно приведёт его к тому, что его действия станут неизменно благотворными и будут неуклонно преследовать высшее благо — ведь то, что называется «добром» — лишь действие, производимое в соответствии с единым законом. Потому оккультизм даёт рациональную основу для праведности, какой не может дать никакая другая система, ведь он возводит нравственность в космический закон, а не основывает её на поверии. Более того, осознание единства природы ведёт оккультиста к признанию того, что та же единая жизнь, проникающая всё, действует также и в нём самом; таким образом, он приходит к тому, что совесть — это не просто критерий правильного и неправильного, а зародыш высшей способности восприятия, свет, который поведёт его по пути, в то время как в воле он признаёт силу, способную к неограниченному возрастанию и расширению.

«Число Зверя. На пороге третьего тысячелетия»
Иеромонах Анатолий (Берестов)
Источник: Aha

Большая Советская Энциклопедия ( 1974, т. 18, с. 348) так определяет слово «оккультизм». Оккультизм (от латинского слова okkultus – тайный, сокровенный), – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию (посвящение) и специальную психическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения… усматривается в достижении высшей ступени сознания, открывающего доступ к так называемым «тайным знаниям». Именно эти так называемые «тайные знания» лежат в основе колдовства, магии, из которых вышли на арену дня экстрасенсорика, биоэнергетика, уфология и т.п.

Оккультные учения идут к нам и с запада, и с востока. Во многом это связано с развитием идеологического и духовного плюрализма, или вседозволенности, на фоне так называемой демократизации общества. На глазах совершается страшная духовная агрессия против России и, в первую очередь, против Православия в России, ибо только Россия остается столпом и оплотом истинного христианства в мире. Но именно поэтому и тратятся огромные усилия, чтобы и снаружи, и изнутри расшатать Православие и Церковь. Вероятно, мало кто знает, что только в прошлом, 1994 г. ЦРУ потратило 150 млн долларов на духовную агрессию против России и в нашу страну хлынул поток разных антиправославных проповедников, которые стали создавать различные секты, школы, в том числе и оккультные – экстрасенсорики, магии, уфологии, астрологии и т. д.

Чем же страшны оккультные методы целительства? Гипноз, экстрасенсорика, колдовство, кодирование используют методы насильственного воздействия на психику человека, подавляя его волю и вырабатывая поведение людей по чужой воле – воле гипнотизера, экстрасенса, колдуна и т. д. Воздействуя на подсознание человека, они вкладывают в подсознание свою программу поведения и мышления. Эта программа, проходя в сознание, определяет поведение, поступки и даже образ мышления человека. Ему кажется, что он поступает по своей воле, по своему желанию. На самом деле он выполняет волю чужого человека, чужого духа. Такое насильственное воздействие ограничивает личность человека, парализует его волю, изменяет поведение и даже мышление. Человек становится как бы биороботом, в нем убивается Образ Божий.

Образ Божий несет в себе каждый человек, каким бы плохим и падшим он ни был. Образ Божий в человеке состоит в том, что человек имеет свойства, присущие Богу: разум, свободную волю, бессмертную душу. Отбирая у человека волю и навязывая ему свою, изменяя образ мышления и поведения человека, оккультисты издеваются над Образом Божиим, умаляют его, подчиняют душу человека себе.

Большая Советская Энциклопедия
Источник: Cultinfo

Оккультизм (от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию и специальную психическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психическими потрясениями, переживанием смерти и «нового рождения», усматривается в достижении «высшей ступени» сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. «тайным знаниям» — воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. В философском плане О. ближе всего к гилозоизму и пантеизму, рассматривающим мир как некий одухотворённый организм, все силы которого находятся в непрестанном динамическом взаимодействии. Объём и содержание понятия О., как и его роль, изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, искусством. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (например, магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки. О. представляет интерес для исторической психологии и психопатологии, часто отражая такие стороны древнего мировоззрения, которые не находят отражения в каких-либо др. источниках. Собрания гороскопов оказались ценным источником для исследования экономической и политической истории. Особый интерес изучение О. имеет для ранней истории естественных наук и медицины; оккультные учения о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14—16 вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов. Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой, как не находящая себе места в современной научной картине мира. Антагонизм О. и науки связан и с тем, что О. основан на нерасчленённом и иррациональном типе мышления, восходящем к древнему анимизму и магии, не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. О. представляет собой, т.о., антипод, противоположность научному мышлению.

Словарь Брокгауза и Ефрона
Оккультизм

Сущность и метод. О. (от лат. слова occultus — тайный, сокровенный) обыкновенно называют совокупность воззрений, верований и знаний по предмету таинственных сил природы и человека, или совершенно игнорируемых современной официальной наукой и философией, или мало ею исследованных, а также некоторых действий и приемов, вытекающих из этих познаний. Впервые термин “philosophia occulta” был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским. В основе О. лежит двоякое стремление человеческой души — верить и познавать. Оккультизм стоит на границе между религией и теологией, с одной стороны, наукой и философией, — с другой. С философией О. сближается как стремлением проникнуть в сущность вещей, постигнуть глубочайшие тайны мироздания и человеческой души, так и желанием охватить все отрасли человеческого познания в стройной системе, построить одно цельное и законченное во всех частях миросозерцание. С религией его сближает признание главнейшим источником познания, — по крайней мере, в теоретических основах О. — не свободное исследование фактов, а откровение свыше, равно как и глубоко-теологическая точка зрения, признающая исходным пунктом мироздания Божество. Такая точка зрения не чужда даже наиболее близко стоящим к современной опытной науке исследователям оккультических явлений.

Таким образом, О. в основе своей — теологическая система (или, лучше сказать, совокупность систем, более или менее однородных по характеру), лишь более широкая, чем обычные теологические системы, так как эти последние редко выходят из сферы религиозных и моральных вопросов, тогда как О. стремится охватить все стороны мироздания. Признавая откровение главным источником познания, О. не отказывается и от общепринятых научных приемов — умозаключения и опыта, но прибегает к ним главным образом лишь при исследовании материальных сил природы и человека. Охотнее всего он пользуется методом аналогии, т. е. именно тем, который в официальной науке признается наименее точным и убедительным. Очень часто результаты, достигаемые при этом оккультистами, сводятся к пустой, более или мене остроумной игре словами и понятиями, а сближения, делаемые ими при этом, крайне искусственны и произвольны. О. — понятия более широкое, чем теософия, спиритизм, магия и т. п., которые вместе с другими тайными науками и искусствами, как-то каббалой, алхимией, астрологией и проч., составляют лишь отдельные отрасли О. Наука, по мнению современных оккультистов, исследует лишь феномены, внешнюю сторону фактов: она экзотерична, в противоположность О. или эзотеризму, занимающемуся исследованием внутренней сущности вещей и высших сфер мироздания, доступных лишь небольшому сравнительно кружку посвященных, которых оккультисты называют адептами или просвещенными (adepti, illuminati, initiati). Иногда О. называют также герметизмом, по имени одного из мифических пророков его, Гермеса Трисмегиста (см.). Впрочем, название герметической науки чаще всего применяется к алхимии.

Психологические основы оккультизма

Свами Вивекананда
Источник: Psy.Piter

Теперь вы видите, что основа оккультизма: помогать не рассуждая, глядя даже смерти в лицо, хотя бы вас обманывали миллион раз, не спрашивайте ничего и не думайте о том, что вы делаете. Не хвалитесь своей щедростью к бедным и не ждите от них благодарности; скорей будьте им благодарны за то, что они дают вам случай проявить на них свое милосердие. Совершенно ясно, что быть идеальным человеком, живя в миру, гораздо более трудная задача, чем быть идеальным монахом. Истинная жизнь труда так же тяжела, если не тяжелее, чем истинная жизнь отречения.

Оккультизм истинный, частичный и ложный.
Анни Безант
Источник: RuMagic

Начнём же мы с вопроса — что такое оккультизм? Это слово употребляли в самых необычных значениях, зачастую злоупотребляя им. Е. П. Блаватская однажды определила оккультизм как изучение ума в природе, подразумевая здесь под умом вселенский ум или божественный разум, а следовательно — изучение трудов Бога во вселенной и исследование всех энергий, которые, исходя из этого духовного центра, действуют в окружающих нас мирах. Это изучение жизненной стороны вселенной, то есть той, из которой всё происходит и всё формируется — взгляд сквозь иллюзорную форму на ту реальность, которая её оживляет. Это изучение того, что лежит в основе всех явлений, и прекращение ослепления теми видимостями, которые постоянно меняются и вводят нас в заблуждение; это проникновение через завесу майи и восприятие реальности, единого Я, единой Жизни, единой Силы, того, что во всём, и в чём пребывают все вещи… Такое изучение, если вы вообще понимаете, что под ним подразумевается, должно обязательно означать развитие в наблюдателе высших духовных способностей, ибо лишь духом может быть познан Дух. Мы постоянно говорим о доказательстве тех или иных духовных вещей, но не может быть истинного подтверждения духа, кроме как через дух. Подтверждения интеллектуальные, эмоциональные и чувственные не годятся, когда мы имеем дело с реальностью Духа. Никакие подобные доказательства не могут быть более чем предположением, отражением истины. Они могут быть аналогией, которая может направить нас на верный путь, но доказательством и подтверждением в истинном смысле слова они быть не могут. И как было верно сказано в одном из великих индийских писаний, не может быть в полном смысле свидетельства о Боге, кроме веры в Дух, ибо лишь дух сроден ему, и, будучи им самим, может его коснуться и узнать.

И теперь, взглянув в этом свете на истинный оккультизм, и уразумев, что никто не может быть в полном смысле слова оккультистом, кроме тех, в ком развита и действует духовная природа, нам следует научиться отличать истинный оккультизм от очень многих проявлений, выступавших под этим именем в прошлом и действующих среди нас сегодня. Но отделяя все эти формы так называемого оккультизма, нам нужно отличать среди них те, которые в некотором смысле можно назвать ступенями к оккультизму истинному, и которые были предназначены теми, кто дал их, для содействия прогрессу. Другие же формы, в действительности не относящиеся к оккультизму в истинном смысле слова, те вещи, которые Блаватская однажды назвала “оккультными искусствами”, и которые, похоже, заключают в себе всё, что люди обычно и считают оккультизмом — это искусства, в которых используются некоторые силы природы и развиваются способности, относящиеся к тем планам, которые ниже духовного, поскольку существуют миры, которые выше того, что мы называем физическим, но всё же ниже духовных областей. Развитие некоторых способностей приводит человека в соприкосновение с ними, позволяя ему управлять этими силами и их использовать. Есть почти мириады таких умений и линий обучения, которых никакой настоящий ученик и искатель высшей истины, размышляя об оккультизме, никогда к нему не отнесёт.

…Развитие духовной природы должно последовать за очищением низших составляющих нашей природы, и это один из важнейших моментов, который нужно осознать. Мы должны быть эмоционально и интеллектуально чисты и на определённой стадии по меньшей мере достичь полного устранения личности, прежде чем в пределах нашей досягаемости окажется что-либо, достойное названия духовного прогресса.

…Вряд ли стоит вам напоминать, что в то время как этот полуоккультизм может служить ступенью к оккультизму истинному, псевдооккультизм как правило определённо является для него препятствием. К псевдооккультизму можно отнести “оккультные искусства”, в изучении которых погрязли многие подававшие надежды начинающие, сбившись с пути и потратив свои жизни зря. Геомантия, хиромантия, карты таро — всё это неплохо для тех, кто хотел бы пробраться обходными путями природы и добыть знания о её скрытых трудах. Эти науки могут быть безвредными, интересными и даже в чём-то полезными, но это не оккультизм, и их профессора оккультистами не являются. Некоторый успех в этих занятиях — а для него не требуется высоких качеств ума и сердца — может вскормить самые абсурдные претензии и тщеславие, будто эти шашни с апсарами царства оккультизма превратили заурядного человека в одного из его правителей, великого мага. Человек может быть мастером этих искусств, и всё же быть дальше от оккультизма, чем какая-нибудь чистая и бескорыстная женщина, стремящаяся лишь любить и служить, или щедрый и великодушный человек, посвятивший свою жизнь помощи своим собратьям. А если эти искусства обращены на достижение эгоистичных целей или питают тщеславие, их профессор может оказаться в опасной близости к вратам левого пути.

Оккультизм против оккультных наук
Е.П.Блаватская
Источник: Kulichki

В разделе Писем за этот месяц некоторые материалы свидетельствуют об очень сильном впечатлении, произведённом на умы нашей последней статьёй «Практический оккультизм». Подобные письма ещё раз доказывают и подкрепляют два логических заключения: на свете больше образованных и мыслящих людей, верящих в существование оккультизма и магии (существенно отличающихся друг от друга), чем это предполагают современные материалисты; и большинство этих верящих (включая многих теософов) не имеют ясного представления о природе оккультизма и смешивают его с оккультными науками в целом, в том числе с “чёрной магией”.

Их представления о силах, коими оккультизм наделяет человека, и о путях, ведущих к приобретению этих сил, столь же различны, сколь и причудливы. Некоторые воображают, что требуется руководитель, указывающий путь,— и что этого вполне достаточно, чтобы стать чем-то вроде Занони. Другие полагают, что следует лишь пересечь Суэцкий канал и добраться до Индии, чтобы превратиться в Роджера Бэкона или даже графа Сен-Жермена. Многие считают своим идеалом Маргрейва с его вечной молодостью, и их мало тревожит то, что плата за это — собственная душа. Немало таких, которые, путая оккультизм с чистейшим «Аэндорским колдовством», «вызывают в сферу света, из мрака Стикса чрез зияющую Землю, безобразных призраков» и хотят, чтобы на этом основании их считали законченными адептами. «Церемониальная магия», воплощённая в законах, пародийно изложенных Элифасом Леви, служит ещё одним воображаемым alter ego философии Архатов древности. Короче говоря, грани, в которых оккультизм предстаёт перед неискушённым в нём человеком, отвечают по многоцветности и разнообразию всей широте человеческого воображения.

Не охватит ли этих соискателей Мудрости и Силы ярое возмущение, если высказать им чистую правду? Не только крайне полезно, но теперь уже совершенно необходимо развеять иллюзии большинства из них, пока ещё не слишком поздно. Истина может быть выражена в нескольких словах: Среди сотен пылких западников, именующих себя “оккультистами”, не найдётся и с полдюжины таких, кто хотя бы приблизительно верно представлял себе характер науки, которой он хочет овладеть. За малым исключением, все они находятся на прямом пути к колдовству. И прежде чем возражать на это утверждение, пусть они наведут хоть какой-то порядок в том хаосе, что царит в их умах. Пусть они прежде усвоят подлинное соотношение между оккультными науками и оккультизмом, и всю разницу между ними, а потом уж пылают гневом, если всё ещё будут стоять на своём. А пока да будет им известно, что оккультизм отличается от магии и прочих тайных наук, как лучезарное солнце — от света коптящей свечи, как нерушимый и бессмертный Дух Человека — отражение абсолютного, беспричинного и непознаваемого ЦЕЛОГО — отличается от смертной оболочки, человеческого тела.

Реконструкция священного стола Джона Ди

Оккультизм эпохи Возрождения тесно связан с такими течениями, как герметизм, христианская каббала и розенкрейцерство. Ключевыми деятелями оккультизма тех времен были такие известные деятели, какПарацельс, Пико делла Мирандола, император Рудольф II, Марсилио Фичино, Джон Ди, Генрих Корнелиус Агриппа, Якоб Беме, Мартинес де Паскуалли, Луи Клод де Сен-Мартен, астролог и астроном Тихо Браге,иезуит Атанасиус Кирхер, алхимик Роберт Фладд и другие, на чьи труды впоследствии опирались оккультисты XIX века.

Согласно Папюсу, оккультизм представляет собой философскую систему, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установить законы, управляющие всеми явлениями. Он может включать такие дисциплины, как магия, экстрасенсорное восприятие, астрология, нумерология, хиромантия, спиритуализм, толкование и изучение символизма карт Таро и гадание на игральных картах.

Согласно определению религии как веры в существование сверхъестественных существ, явлений и сил,[6] оккультизм является разновидностью религиозного мировоззрения. Традиционные религии, такие какхристианство, иудаизм, индуизм, буддизм и ислам, обычно не относят к оккультизму, однако некоторые интерпретации этих религий являются оккультными, например интерпретация индуизма в рамках теософии.

Современные оккультные течения: Нью Эйдж, Рериховское движение, Агни-йога (Живая этика), Трансерфинг реальности, Трансцендентальная медитация, Учение дона Хуана, ДЭИР.

Вопросы оккультизма раскрывали в своих работах христианские философы Николай Бердяев, Христиан Кнорр фон Розенрот, Пико делла Мирандола, Генри Мор[8], философы Пауль Риций, Бенедикт Спиноза,Соломон Маймон, Рене Генон, Иоганн Рейхлин.

оккультизм,

оккультизм книги,

оккультизм скачать,

оккультизм и магия,

эзотерика и оккультизм,

энциклопедия оккультизма,

оккультизм третьего рейха,

символы оккультизма,

сайт оккультизма,

оккультизм видео,

сайт эзотерики и оккультизма,

мистика и оккультизм,

оккультизм гитлера,

знаки оккультизма,

первоначальные сведения по оккультизму