Диалектика, законы диалектики, диалектика души, читать про диалектику

1.Постоянно развивающаяся борьба старого и нового,противоположного и

противоречивого,возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.

Сама эта борьба объективно предпологает необходимость диалектики-научной теории развития,метода познания природы,общества и мышления.

Всё,что происходит в мире,а именно:изменение,движение и развитие-подчиняется

законам диалектики.

Диалектика как наука составляет душу марксизма,представляет собой стройную систему экономических,социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1)Под дилектикой понимается совокупность объективных диалектических

закономерностей ,

процессов,действующих в мире независимо от сознания человека.Это диалектика

природы, диалектика общества,диалектика мышления,взятая как объективная сторона мыслительного процесса.Это объективная реальность.

2)Субъективная диалектика,диалектическое мышление.Она представляет собой

отражение объективной диалектики в сознании.

3)Философское учение о диалектике или теория диалектики.Выступает как

отражение отражения.Называется учением о диалектике,теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической.Мы рассматриваем

материалистическую диалектику.Материалистическая диалектика представляется в

виде целостной системы,в которой каждый закон,каждая категория занимают

строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями.Знание

такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и

связей действительности ,всеобщих форм бытия,диалектических закономерностей

движения и развития.

Диалектика как категория имеет ряд характеристик.Диалектика-наука о наиболее

общих законах всякого движения.

Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том,что наше субъективное

мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в

результатах противоречия м/у ними быть не может.

Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и

этим расширяет субъект опыта,распространяя его с индивида на род.

Диалектика как теория развития.Гегель установил,что истина представляется

не в виде собранных готовых догматических положений,истина заключается в самом

процессе познания,в длительном историческом развитии науки,поднимающейся с

низших ступеней на всё более высокие,но никогда не достигающей такой точки,от

которой найдя абстрактную истину,не должна созерцать сложа руки.

Все общественные порядки,сменяющие друг друга в ходе истории,представляют

собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей

ступени к высшей.Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того

времени и для тех условий,которым она обязана своим происхождением.Для

диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Диалектика как учение о единстве противоположностей. “Диалектика-есть

учение о том,как могут быть и бывают тождественными противоположности,-при

каких условиях они бывают тождественны,превращаясь друг в друга-почему ум

человека не должен брать эти противоположности,-за мёртвое-застывшие,а за

живое-условные, подвижные,превращающиеся одна в другую.”

Диалектика как метод познания.По этому поводу К.Маркс писал:”Мой

диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского,но

является его прямой противоположностью.Для Гегеля процесс мышления,который он

превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект,есть демиург

действительного.которое состовляет лишь его внешнее появление.У меня же

наоборот идеальное есть нечто иное,

как материальное,пересаженное в человеческую головуи преобразованное в ней.

Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики,но

лишь,после освобождения её от её мистической формы,а это-то как раз и

отличает от неё

мой метод.”

Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном.Идея у Платона

есть то изначальное целое,что при всём многообразии отдельных вещей делает их

такими,а не иными;есть всеобщее,являющееся основой всех отдельных вещей.Быть

сущностью вещей и общим многим вещам,быть существенным в них как бы их

прообразом-таково свойство идеи.

Критика Аристотеля идеи Платона:-“идеи Платона как самостоятельные

сущности,отделённые от чувственно воспринимаемых вещей,не объесняют ни бытия

идей,ни познания вещей”.

Идеи являются началом,объединяющим разрозненные факты в единое целое,

в систему,они обеспечивают дальнейшеедвижение познания,находят тенденцию

вывода знания из тупикового или кризисного состояния.

Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической

деятельности,общения и рефлексии,изменяющих эту действительность.

Идея,в отличие от материи,есть конкретно-условное воспроизведение реальности

в процессе её дальнейшего развёртывания,проект будущего развития

действительности.

1)Метафизика.Философское учение о сверхчувственных принципах бытия.Она

представляет собой философский метод,рассматривающий явления в их

неизменности,вне системы,в независимости друг от друга,отрицающий внутренние

противоречия как источник

их развития.

2)Догматизм-возникает на основе метафизики.Он как метод предпологает

метафизически одностороннее,схематическое,окостеневшее мышление,оперирующее

догмами.Слепая вера в авторитеты,защита устаревших положений составляют суть

догматизма.В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма,

оппортунизму,политическому авантюризму.

3)Софистика-учение,основанное на преднамеренном нарушении законов

логики,путем приложения различных уловок,выдумки,головоломки,мнимых

доказательств.

Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём,используя

недостаточность логического и семантического анализа.

4)Эклектика-как метод предпологает механическое соединение разнородных,

часто противоположных принципов,взглядов,теорий,элементов.Например,материи и

сознания,бытия и жизни.

Общим между категориями и законами является то,что и те,и другие отражают

всеобщие законы бытия,всеобщие стороны и связи.Взаимопроникновение

противоположно-

стей,взаимопереход количества и качества,повторение пройденного на новой

основе, отражаемые в основных законах диалектики,так же универсальны,как

отношение,причина и следствие,необходимое и случайное,форма и

содержание,выражаемые в соответствующих категориях.

Различие категорий и законов.

Различий категорий и законов возникайт на основе предмета отражения.

1.а) Категория отражают общие связи,отношения,свойства и стороны

объективной действительности;

б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной

действительности,но не отражают свойства и стороны.

  1. Категории и законы различаются по форме отражения.

а) Категории являются особым видом внимания;

б) Законы диалектики,как и другие,представляют собой особый вид суждений.

Рассмотрим три закона диалектики:

—  Закон единства и борьба противоположностей,

—  закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

—  закон отрицания отрицания.

Из этого нельзя сделать вывод о том ,что будто бы законы этим и ограничеваются.

Законов целое множество,есть и не познаные.Но этим мы здесь выделяем основные.

Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивостьхарактеризуют

диалектическую суть взаимодействия элементов бытия,мировоззрения и методологии

познанания и действия.Противоречивость бытия познается лучше тогда ,когда мы

знаем

что такое противоречие.Противоречие представляет собой определенный тип взаимо–

действия различных и противоположных сторон ,свойств,тенденций в составе той или

иной системы или между системами ,процесс столкновения противоположных

стремлений

и сил .

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо исключающие

и взаимопредпологающие друг друга стороны,тенденции того или иного целостного,

изменяющегося предмета (явления,процесса).

Формула “Единства и борьбы” противоположностей выражает напряженное взаимодей–

ствие “полярных”свойств,изложений движения,развития.

“Растение,животное,каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с

собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению

ве–

ществ ,благодаря знанию,образованию и отмиранию клеток,благодаря

происходящему процессу циркулиции-словом,благодаря сумме непрерывных

молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных

фаз:эмбриональная жизнь,юность,половая зрелость,процесс размножения,старость,

смерть”

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой

объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических

начал-му-

жского и женского.Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых

проти-

вополдожностей,напротив,человек с любой точки зрения-

анотомической,психологической,

философской-есть подвижный результат двух начал.Вспомните миф о Меркурии-две

Земли переплитаются в не поддающихся узорах,и только тогда,когда Апполон бросает

золотой жезл,они образуют вокру него гормоническую фигуру.

Любая ориентация,стремление опредиляет мужское в мужчине,женское в женщине.

Движение слева направо,вверх,от центра к переферии-мужское.

Справа влево,вниз,от переферии-женское.

Отсюда минимум два вывода:

1) любое “слева” уже подразумевает “направо”;

2) любое “вверх” имеет смысл, если известен “низ”.

Все направления легитимны тогда,когда имеется центр.

Противоречие-выражает внутренний источник всякого развития,движения.Познание

внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает

диалектику

от метафизики.”Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей преметов”

“Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга

обуславливающих),т.е.взаимодействующих противоположностей”.”Единство тождества

и различия-такова диалектическая форма противоречия”

Противрположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие

стороны диалектического противоречия.Противоположности,по словам Гегеля,”имеют

против себя” не просто иное,а “cвое иное”.Диалектика противоречия отражает

двойственное

отношение внутри целого:1.Единство противоположностей.2.Их борьбу.

Типы (виды) противоречий:

а) внутренние и внешние.Внутренние противоречия-это противоречия между

элиментами

структуры;а внешние -это противоречия различных систем,явлений.Общество и

природа,организм и среда.

б) Основные и неосновные,главные и неглавные.Пример:Взаимные превращения

нейтрона,протона,электрона,мезона в ядре атома представляют собой процесс

непрерывного возникновения и разрешения противоречий,но это не приведет к

изменению атома-полярность ядра,электронные оболочки остаются!

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необхдимый

момент развития,условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным

переходе первого на положение подчиненного и преобразованого элемента в

составе второго,что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения,преодоления,изживания),прежнего;

2) кумуляции (накопление,суммирование)-(частичного

сохранения,препятственности,трансляции);

3) конструкции (формирования,создания нового).

Отрицание отрицания предпологает цикличность,относительную повторяемость

поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры вк православной-Крещение Руси-это поворот к

Западу отрицанием Востока.

  1. Татаро-монгольское иго-переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.
  2. Петровские реформы – ориентировка России с Востока на Запад.
  3. Револиция 1917 года-вектор времени снова направляется с Запада на Восток.
  4. Идет перестройка-признаки идеализации Запада.Неужели опять,уже третий раз

ориентировка на Запад?

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

  1. Качество-это совокупность свойств,указываемых на то ,что представляет

собой вещь,чем она является.

  1. Количество-это совокупность свойств,характеризующих величену вещи,ее размеры.
  2. Качество-такая определенность предмета (явления,процесса),которая

характеризует его как данный предмет,обладающий совокупностью присущих ему

свойств и принадлежащий к класу однотипных с ним предметов.

  1. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих

им свойств,выражаемая в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бессчисленным количеством свойств,единство

которых означает ее качество.

Мера-диалектическое единство качества и количества или такой интервал

количественных изменений,в пределах которого сохраняется качественная

определенность предмета.

Скачок-переход количественных изменений в качественные или переход из одного

количественного состояния в другое в результате превращения меры.

Свойство-сторона предмета,обуславливающая его различие или сходство с другими

предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним.

Своиства бывают специфическими и общими;

-главными и неглавными,

-необходимыми и случайными,

-существенными и несущественными,

-внешними и внутренними,

-совместимыми и несовместимыми,

-отдельными и неотдельными,

-естественными и искуственными,

  1. Категории диалектики разнообразны,сложны по своей природе.Они выражают;
  2. Универсальные связи бытия.-Единичное и общее.Явление и сущность.

В мире все взаимносвязано.эта взаимосвязь имеет универсальный характер и

пронизывает все бытие.

Формы взаимосвязи могут иметь форму:связи единичногои общего;части и целого;

индивидуального и варируемого и т.д. Диалектика позволяет познать сложные

истины,противоречивые универсальные связи бытия,используя категории.

Философские понятия,отражающие универсальные связи бытия,образуют группу

категорий диалектики.

Эти категории,как правило,парные:отражают”полярные” стороны

явлений,вещей,процессов.В процессе познания категгорий,отражающих

многообразие связей реальногомира,можно выделить два категориальных ряда:

а) первый категориальный ряд выражает “устройство” и “организованность”

бытия.К этому ряду можно отнести следующие парные категории

диалектики:”единичное и общее”,”многое-единное”,”сходство-

различие”,”качество-количество”,”простое-сложное”,”часть-целое”,”конечное-

бесконечное”,”форма-содержание” и т.д.

б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации.К ним

относятся:”явление-сущность”,”причина-следствие”,”случайность-

необходимость”,”возможность-действительность” и д.р.Первый ряд категорий

можно назвать “горизонтальнами”,а “второй”-“вертикальным”.

Даем смысловое разъяснение категорий:

1) Единичное и общее.Свойства и связи,присущие только данному

образованию,отсутствующие у других называются единичными.Единичное

характеризует отдельный предмет ,явление,вещь,отличающуюся по своим

пространственным,временным и другим свойствам от иных.Все то что неповторимо

в явлении присуще только ему,отсутствует у других явлений,можно назвать

единичным .Общее-то,что повторяется в других явлениях,что присущее не

одному,а многим явлениям.Общее-это объективно существующее сходство единичных

предметов,их однотипность,принадлежность к одной и той же группе.

Общее существует в отдельном,отдельное выражает черты общего.Над единичным

“властвует” общее,которое безжалостно “заставляет” последовательно гибнуть

единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то

устойчевое;единичное умирает,но род живет.

Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы,rоторые

имеют единтичное наряду с повторяющимися сввойствами-неповторимое.

2) Явление и сущность.Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия

путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.

Внешние,наблюдаемые,означаемые,более подвижные,изменчивые характеристики

предмета называется явлением.Внутренние ,глубинные,скрытые,относительно

устойчивые характеристики предметов,определяющие их природу,называются

сущностью.Эти явления выступают комплексно,как совокупность.

Одни утверждают:форма проявления и сущность вещей совпадают.Если это было бы

верно,nогда наука была бы излишней.

Другие предпологают:явление и сущнось не имеют общую связь.Если это считать

верным,nо тогда невозможно познания сути вещей.По Канту явление-это форма

опытно постигаемого человеком бытия.

Платон:сущность тождественна идеи (эйдосу) ,она не сводима к

телесным,чувственновоспринемаемым формам бытия.Она есть некий исходный

образец для всего возникающего и пребывающего.

Аристотель: сущность-это вещи,наделенные особой активностью форм как

некоторый принцип,олицетворяющий косную материю,в совокупности с которой и

образуются все вещи.Заключение.

Сущность вещей материальна,представляет собой совокупность свойственных ей

необходимых сторон и связей,и существует она независимо от человеческого

сознания.Существуя реально,онаорганически связана с явлением,раскрывает свое

содержание только в нем,через него.”Сущность-по Ленину-является,явление-

существенна”.

Структурные связи.-Часть и целое;Форма и содержание;

Элемент и структура.

Расположение вещей бывает:

а) либо стуктурное

б) либо хаотическое

Любая структура составляет целое,которое состоит из частей.Целое,в известной

степени,

рассматривается как результат сочитания частей того или иного предмета,а

части-как такие

“предметы”,которые в своей совокупности образуют новые,сложные предметы.

Такое утверждение примитивно,прямолинейно.Целое может быть и сбором

составляющих частей,где части могут быть собраны спонтанно.Такое целое не

представляет ценности.Целое должно иметь целостность.Целостность имеет

различные типы:

а)  сруктурный тип целостности отражает связи строения.

б)  функциональный тип целостности-принципы действия.

в)  генетический тип целостности характеризует развитие.

Целое представляет собой предмет,включающий в себя,в качестве составных

частей,другие,органически связанные между собой предметы,и обладающие такими

свойствами ,которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.

С категориями сущность и явление,часть и целое тесно связаны категории-

содержание и форма.Под содержанием понимается категория материалистической

диалектики,обозначающая совокупностьвсех взаимодействий и обуславливаемых ими

изменений,свойственных явлению.Формой явления называется относительно

устойчивая система связей моментов содержания,его структура.Понятие

“структура” обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов

целого.Понятие “элемент” обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое

и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи

и взаимозависимости.

Понятие “часть” представляет собой характеристику,”винтик”,”клеточку” целого.

Связи детерминации.Детерминизм-это учеие о всеобщей взаимообусловленнсти

объективных явлений.

В основе этого утверждения-универсальная связь всех явлений.

Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия.

Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования таких

категорий,как

“причина”,”следствие”,”закономерность”,”сущность”,”явление”,”необходимость” и

“случайность”,”свобода”,”возможность”,”действительность”.

Эти категории используются,как парные категории.Характеристики их:

1.Причина и следствие.

а)  Причиной называется взаимодействие материальных образований или

элементов,их составляющих,обуславливающее соответствующие изменения.

б)  Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах

или материалы их образованиях в результате их взаимодействия.

2.Необходимость и случайность.

а)  Необходимостью называются свойства и связи,обусловленные внутренними

причинами вещи,явления,внутренней природой элементов,составляющих

материальное образование.

б)  Случайностью называются свойства и связи,имеющие причину своего

существования в другом,обусловленные стечением внешних объстоятельств.

Случайность и необходимость,возможность и действительность.Что общего

может быть между Наполеоном,который родился в 1760 г. и Гитлером,родившемся в

1889 г.-разница в возрасте 129 лет.Наполеон пришёл к власти в 1804 г.,Гитлер в

1933 г.-разница-129 лет. Наполеон напал на Россию в 1812 г.,а Гитлер в 1933

г.-опять разница -129 лет.Наполеон проиграл войну в 1816 г.,а Гитлер в 1945

г.-разница 129 лет.

3.Возможность и действительность.

а)  Возможностью называется тенденции ,предпосылки  возникновения и

развития,а действительностью называется то,что уже появилось реально.

Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержанияэтого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:

учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);

искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ);

метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);

наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, – общих мест (Аристотель);

учение о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);

способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях, (Кант);

всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель);

учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм).

 

Метафизика (от греч.) – после физики. Термин “метафизика” ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский

(1 в. до н.э.)

В истории философии термин “метафизика” часто употребляют как синоним философии. В философии марксизма – как синоним антидиалектики.

Более точно определять метафизику как основные принципы философии, то есть наука о сверхчувственных принципах и началах бытия  это наука о бытии  онтология.

В античности: Сначала отчетливое разделение метафизики, науки и теологии отсутствует. Философский метод не отличается от научного.  В античности метафизика – метафизика бытия.

В Средние века: Метафизика – высшая форма рационального познания бытия, вопрос о сущем остается основным, но он формулируется как “Что есть Бог?”  подчинение метафизики сверхразумному знанию.

Богопознание = метафизика – познание высших родов сущего. Трактовка проблем соотношения свободы и необходимости, природы общих понятий.

Новое время: метафизика вышла из границ теологии  сначала – этап пантеистической натурфилософии Возрождения – объект исследования – природа.

Метафизика испытывает значительное влияние естествознания.

Метафизика становится наукой о гносеологии (превращение метафизики в теорию познания). Метафизика рационализма находится в тесной связи с традиционной онтологией.

Метафизика эмпиризма (Бэкон) – против догматического введения в статус бытия различных понятий.

XVII век – рационализм Декарта, Лейбница, Спинозы – выражения метафизики.

XVIII век – кризис метафизики – в силу отъединения от метафизики ряда наук, критика со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического материализма, Просвещения.

Немецкая классическая философия: окончательное разрушение старой метафизики.

Кант: критика догматической метафизики, но рассматривал ценность метафизики как науки, и считает метафизику завершением культуры человеческого разума.

Задача – изменение метода метафизики и определение сферы ее приложения. Кант разделяет рассудок и разум  ошибка старой метафизики заключается в распространении деятельности рассудка за пределы возможного опыта. Метафизика возможна как систематическое знание, выведенное из чистого разума. Он же окончательно разрушает метафизику как онтологию и на первое место ставит вопрос познания  метафизика – гносеология и является чисто априорным знанием (в том смысле, в котором метафизика была раньше).

Разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов. В метафизике нравов противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Размежевал метафизику и естествознание.

Фихте и Шеллинг: пытаются построить положительную метафизику. Они связывают мышление и бытие, метафизику и науку, разум и природу, истолковали диалектику разума не как теоретический тупик, а как движущую силу развития познания  диалектика – неотъемлемое свойство истинного мышления.

Гегель: создает систему, в которой истина – это поступательное развитие разума, а противоречие – необходимый момент. Разум – носитель истинного познания, а диалектика – метод постижения противоречий и развития понятий. Рассудок – лишь необходимое, но не достаточное условие познания. Источник метафизики – рассудок  первый противопоставил диалектику и метафизику. Основной вопрос философии Гегеля – о логике  философия становится диалектической логикой.

Диалектический материализм Маркса и Энгельса: поддержал идущее от Гегеля противопоставление метафизики диалектике и жестко противопоставляет друг другу материю и сознание

Вторая половина XIX века: отрицательное отношение к метафизике вообще и также к гегелевскому варианту.

Антиметафизика:

  • волюнтаризм Шопенгауэра (даже развивает философию жизни);
  • религиозный иррационализм (Кьеркегор);
  • материалистический антропологизм (Фейербах);
  • позитивизм;
  • неокантианство.

XX век: отстаивают позиции метафизики:

  • неотомисты;
  • реализм;
  • феноменология;
  • экзистенционализм;
  • философия науки.

Например: неопозитивисты зачислили в метафизику и диалектику Гегеля, и Маркса, так как понимали метафизику как умозрительное конструирование, и ставят вопрос о природе научного познания.

Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер) – в центре внимания – философия языка, критика метафизики как типа западно-европейской культуры, пытается вернуться к “истокам”, то есть к метафизике в доплатоновской форме. Экзистенциализм – обращение к проблеме философии.

В конечном счете существуют 2 толкования содержания метафизики:

1) наивное – неудовлетворительный конкурент диалектики;

2) положительное – совокупность основополагающих принципов философии.

 

Диалектика: изначально – искусство вести споры (впервые – у Сократа). Слово “диалектика” впервые применил Сократ. Платон понимал под диалектикой диалог как логические операции расчленения и связывания понятий посредством вопросов и ответов.

В современном значении (близко к нему) впервые применил Гегель, хотя элементы диалектики были у многих философов.

Античность: наиболее ярко у Гераклита: мир, который находится в постоянном покое внутренне противоречив, мыслится в вечном становлении, движении, единстве противоположностей. Зенон Элейский: противоречивость понятия движения, Атомисты – Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций: появление любой вещи из атома – диалектический “скачок”.

Софисты: отрицательная диалектика (противоречия в мыслях и поиск истины в спорах).

Сократ: вопросно-ответная, разговорная теория диалектики.

Платон: диалектика – расчленение понятий на четко обособленные роды, поиск истины в вопросах и ответах, знание относительного и истинного сущного можно достигнуть с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Диалектика категорий движения, покоя, различия, тождества, бытия, Бытие – активно самопротиворечивая координированная раздельность.

Аристотель: диалектику развивал в направлении познания реально существующего космоса. Диалектика не просто абсолютное знание а и знание только возможного или вероятного.

Стоики: углубление трактовки диалектики на основе тщательного анализа мыслительных и языковых категорий.

Неоплатонизм: диалектически трактуется основная иерархия бытия: единое, его числовая раздельность, качественная наполненность первочисел (идеи), переход идей в становление (возникновение мировой души и космоса).

Пантеизм – отождествление Бога и природы  Бог из творца превращается в принцип самодвижения всего сущего.

Н. Кузанский: идеи диалектики в учении о вечности движения, в совпадении противоположностей, обо всем в каждом, о совпадении максимума и минимума и т.п.

Новое время

Декарт: идея о неоднородности пространства.;span>

Спиноза: диалектическое понимание субстанции как причины самой себя, диалектика необходимости и свободы.

Лейбниц: диалектика в понятии о монадах и в идее о единстве пространства и времени, непрерывности связи прошлого и будущего.

Классическая немецкая философия

Впервые появляется целостная концепция диалектики.

Кант: Диалектика – средство разоблачения иллюзий чистого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. Диалектика обнаруживает неминуемые противоречия разума, который устремлен к постижению абсолютной цельности. Диалектика обнаружила в разуме необходимую противоречивость.

Гегель – вершина диалектики: диалектика охватывает всю область действительности, начиная от логических категорий, переходя к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. Диалектика содержит картину общих форм движения. Делит диалектику на 3 части (последовательные): бытие  сущность  понятие.

Развитие – переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое на основе выявления и разрушения противоречия. Развитие = саморазвитие абсолютного духа. Каждая из ступеней развития имеет свой принцип – переход, рефлексия, собственно развитие.

Моделью развития служила не объективная реальность, а отражающее ее мышление  порождение происходит лишь в лоне идеи (а не природы)  односторонний взгляд.

Появляется диалектический материализм, претендующий на синтез принципа материализма на основе научного обобщения общественной практики, данных общественных наук и естествознания.

Философия 2-ой половины XIX века – отказ от диалектики.

XX век: в некоторых течениях – возрождение интереса к диалектике:

  • неогегельянизм (Кортче и др.);
  • экзистенциально-мистические версии диалектики (Ясперс и др.);
  • экзистенциально-феноменологическая диалектика (Сартр) и др.

Россия: Диалектика “теокосмического единства” (Лосский, Франк) – от философии всеединства Соловьева. Антиномическая диалектика Булгакова и Флоренского, экзистенциальная диалектика Бердяева, парадоксальная диалектика Шестова.

Диалектика и метафизика исторически борются. Основной центр этой борьбы – интерпретация принципов развития.

 Диалектика, законы диалектики, диалектика души, читать про диалектику