Рукопашный бой и психологической айкидо

Он-лайн обучение психологическому айкидо, отработка манипуляцией, снятие и перенаправление стрессов и обучение взаимодействию с другими “тяжелыми” людьми – пишите [email protected]

Большое внимание в реальном айкидо уделяется психологической подготовке бойца, дающее ему решительность, концентрацию, координацию, уверенность в себе и готовность преодолевать собственные страхи.
В реальном айкидо развиваются и те глубинные принципы, что закладывались в джиу-джитсу и айкидо многими мастерами. В реальном айкидо нет прямолинейных движений, но боец использует принцип среды, формируемой множеством кругов проходящих через тело человека. Движения айкидоки в реальном айкидо гармоничны, и не он навязывает противнику свою энергию, но использует энергию противника. Большое внимание уделяется и синхронизации движений, дающей возможность бойцу действовать практически автоматически. Развивается в реальном айкидо и скорость движений. Айкидока должен уметь держать себя в руках, будучи сосредоточенным и в то же время внутренне спокойным, не давая своему гневу вырываться наружу в суетливых и бессмысленных движениях. Он должен выдерживать спокойствие духа не только на тренировке, но и в обыденной жизни, всегда стараясь избежать контакта и высшую свою победу видеть в ее достижении без борьбы. Даже действительного противника он должен воспринимать, как человека скорее ошибающегося и стараться нанести ему как можно меньше повреждений.
В то же время сама тренировка айкидо отнюдь не легка. Конечно она в какой-то мере увлекательна и вырабатывает у айкидок автоматизм. Сам тренер держится определенной меры, дабы повторения дали обратный эффект. Но айкидока должен быть готов вытерпеть и различные удушения, болевые приемы, неудачные падения и удары. Чем дальше хочет идти айкидока, тем сильнее препятствия перед ним. В реальном айкидо эти препятствия не столько во множестве приемов (две-три сотни, хотя у самого Уйешибы их было 2664), сколько в умении их комбинировать. Все приемы могут практически переходить из одного в другой, выполняясь в непрерывном движении при соблюдении правил тактики.
Сила, выносливость, гибкость, плавность, быстрота при этом очень важны и они вырабатываются у тренирующегося в течении всей тренировки, причем особое внимание уделяется рукам, которые занимают главное место как благодаря большому количеству рычагов и удушающих, выполняемых ими, так и броскам и ударам (атеми-ваза), причем последние наносятся в основном основанием ладони, и в реальном айкидо получили очень большое распространение.
Если ко всему этому приложить уже упоминавшееся свойство айкидо, открывавшее дорогу всем возрастам почти с любой подготовкой, то видится сколь много реальное айкидо может дать воинской подготовке. Ведь очевидно, что в ней придется проводить сжатую подготовку людей с весьма различными психофизическими возможностями и при этом по возможности избегая серьезных повреждений. Реальное айкидо обеспечивает такую возможность, ибо дает каждому нагрузку по силе. Вполне возможно, что многим обучаемым больше будет по душе какой-то иной вид единоборств, но реальное айкидо не помешает, и вредных навыков у них невыработает. Уже одно то внимание какое придается в реальном айкидо силе суставов послужит подпорьем в военной службе, где это качество довольно необходимо, а что касается умений вести бой с вооруженным противником или с несколькими противниками то полезность их беспорна. То, что и автоматическое оружие не спасает бойцов на войне от плена, особенно при нахождении в потенциально неприятельской среде факт очевидный и знание реального айкидо только прибавит уважения военнослущим часто действующих в довольно нецивилизованных местах. К тому же и умение относительно безбольно обезвреживать любые неприятельские элементы, в том числе и гражданских лиц, включая слабый пол и стариков умеющих линчевать солдат, даст военнослужащему определенную культуру при наличии которой он не будет уж с таким пылом увлекаться применением кулаков, входя в раж от вида крови.
Но особое значение реальное айкидо имеет при охране тех или иных важных персон, когда в толпе следует не только быстро обнаружить нападающего, но так же быстро его обезвредить.
Так что реальное айкидо – вещь нужная при военной подготовке – это не просто теоретические рассуждения.
Любомир Врачаревич свое реальное айкидо создавал одновременно с деятельностью по подготовке различных, в основном специальных, формирований югославской народной армии и югославской милиции, которую он вел еще семидесятых годов. Так, что реальное айкидо во многом и возникло благодаря опыту, который Любомир получил при обучении современных воинов. Уровня же требований в старой Югославии к собственным вооруженным силам недоценивать не надо и, что ЮНА, что милиция – имели подготовку на вполне мировом уровне, а то, что это не спасло саму Югославию – такая же вина их подготовки, как и то, что подготовка советской армии виновна в развале СССР.
Любомир обучал не только в вооруженных силах Югославии, но и в нескольких иностранных государствах. После шестилетнего опыта обучения различных формирований Югославии, в конце работы с группой телохранителей югославских послов получил еще одну группу, на этот раз иностранную. Это были телохранители Роберта Мугабе, президента только что созданного государства Зимбабве, с которым Югославия сразу установила хорошие взаимоотношения. Таким образом Любомир смог первым обучить телохранителей первого президента одного из наиразвитых африканских государств, и за два года обучение у него прошли не только они, но и вся тамошняя госбезопасность.
Но гораздо более значительным был объем работ, который Любомир провел в Ливии с 1982 по 1985 гг. обучая не только телохранителей президента Муамара Каддафи, человека имеющего большие основания опасаться за свою жизнь, не только тамошние спецслужбы, но и многие формирования специального назначения. Конечно к арабам можно относится как угодно, и общее военное искусство ливийской армии может вызывать споры, хотя это не мешало ей воевать и с Францией, и с Америкой, и еще со многими государствами, но то, что к специальным формированиям в Ливии предъявляют высокие требования, сомнений быть не должно. Не знаю о всей ливийской армии, но ее специальные формирования появлялись во многих странах Африки и, возможно, мира, и уровень психофизической подготовки у них без сомнения высок. Любомир готовил эти спецформирования по обширной програме, и уже то что они обучались бою под водой говорит о том, что это не было обычным единоборством.
Думаю, что не особо большой тайной будет и участие Любомира в обучении различных формирований в Республике Сербской, поэтому к опыту человека, обучавшего силовые структуры в четырех государствах, следует отнестись внимательно.
Только то, что столь большого успеха Любомир достиг своим трудом, заслуживает уважения.
Еще большие внимание и уважение стоит проявить к Любомиру Врачаревичу, учитывая его труд по распространению реального айкидо сначала в бывшем СССР, а ныне в Российской Федерации, Украине, Казахстане, Киргизии и в ряде других постсоветских республик.
Первый визит на наши просторы Любомир сделал в ноябре 1989 г. вместе со своим асистентом Братиславом Стайичем (3 дан), когда ими в Свердловске был проведен семинар по айкидо. После еще четырех семинаров в этом же городе, проведенных в 1989 г., в которых также приняли участие жена Любомира – Вера (4 дан), его дочь Анна (2 дан) и асистент Йовица Миркович (1 дан), в Свердловске с помощью тамошних клубов каратэ “Киокушинкай” (председатель Степанов С.В.), ушу “Ясимовый цветок” (пред. Плетнев В.Н.), областного спорткомитета (пред. Кузнецов А.И.), МЖК “Комсомольский” (президент Королев Е.М.), физкультурно- оздоровительного комплекса (директор Кузьмин Л.А.) и многих других организаций и людей был организован первый центр реального айкидо. Первыми тренерами тогда стали Галицкий, Калинин, Лаптев, Шавкунов и на этом дело не остановилось, с января по октябрь 1990 г. Любомир посетил Киев, Алма-Ату, Москву, Ленинград, проводя семинары, расширяя число стороников реального айкидо. Ныне в одной только России число клубов реального айкидо достигло сорока, а немало их и по другим республикам бывшего СССР. Еще одно признание своей деятельности Любомир Врачаревич получил 15 мая 1998 г. когда его и основателя русского стиля рукопашного боя Кадочникова А.А. избрали действительными членами Академии Наук о Земле (г. Москва) – по отделению боевых искусств с присвоением звания академика, чьими членами являются также Цыпурский И.Я., чемпион Европы по дзюдо, и неоднократный чемпион страны по самбо, основоположник стиля киокушинкай в каратэ Танюшкин А.И. и президент Евро-Азиатского комитета Степанов С.В., известный тренер по боксу Белярский М.В., бельгийский мастер каратэ (стиль вадорью – 5 дан) Андрэ де Рейк, вице-президент Федерации контактного каратэ Мозгов Г.К., президент международной ассоциации национальных организаций контактного каратэ Моисеев С.Е. и другие известные мастера.
Не обошли вниманием реальное айкидо и министерства внутрених дел России и Казахстана, и Любомир стал преподавателем академии МВД обеих стран.
В России Любомир Врачаревич был награжден почетной грамотой МВД России от генерал – лейтенанта Фетисова М.Г. и знаком “За отличную службу в МВД”.
Так что думается, что Любомир своей деятельностью заслужил внимание со стороны хотя-бы российских вооруженных сил и пора бы поднять изучение реального айкидо, как впрочем и ряда других единоборств вроде того же “русского стиля” на куда более серьезную ступень на общегосударственном уровне.
В России, конечно, есть много мастеров, но пренебрегать творчеством человека, создавшего что-то свое, причем являющегося славянином, не стоит. Не надо изучать российские копии неверных копий японских мастеров, если есть возможность принять настоящее творчество реального айкидо. Больших проблем в усвоении реального айкидо не будет, оно без особых сложностей дополнит в России джиу-джитсу, дзю-до, самбо, кунг-фу и некоторые иные единоборства, уже имеющие опыт применения в вооруженных силах, конечно в весьма малых масштабах. Реальное айкидо вполне может привиться на российской почве, и это уже можно считать вполне доказанным.

 

Кадочников Алексей Алексеевич родился в Одессе в 1935 году в семье военнослужащего – офицера ВВС.
С 1982 по 2002 год занимается научно-исследовательской деятельностью, которая проводится на базе Краснодарского военного училища ВВКИУ РВ МО. Научно-исследовательская деятельность А.А. Кадочникова была высоко оценена не только Министерством обороны, но и научным сообществом. С 1998 года А.А. Кадочников – действительный член Академии наук о Земле, с 1999 года – академик Академии естественных наук Российской Федерации по проблемам антропофеноменологии. Отмечен рядом правительственных наград, в том числе – Орденом Почета за заслуги перед Отечеством. По прикладным аспектам своих научных исследований в области рукопашного боя и специально-прикладных навыков проводил семинары для высшего руководства Министерства безопасности РФ и различных силовых структур. Внес большой вклад в разработку теории безопасности и жизнедеятельности человека. С 1962 года обучил и воспитал тысячи воинов-патриотов России. Сын Аркадий, молодой офицер, с честью продолжает дело отца. Многочисленные ученики А.А.Кадочникова внедряют в жизнь по всей России основополагающий принцип, которым он руководствуется всю свою жизнь, – «Служение и защита Родине – России».

Предисловие

Начну со статистики.
В среднем по России за год в чрезвычайных ситуациях людей погибает:
– в походах и экспедициях – 250-300;
– при землетрясениях, наводнениях – 500-800;
– в техногенных авариях – 1000-1500;
– на воде – 9000-12000;
– в авариях на транспорте – 40000-45000;
– в криминальных происшествиях – 30000-32000;
– в результате самоубийств – 55000-65000(!);
– при прочих обстоятельствах – 3000-6000.
Итого: около 140-150 тысяч человек ежегодно в России погибает в результате несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций.
Число раненых можно оценивать как 1:10, то есть на «порядок» больше. Приплюсуем к этому число инфарктов и инсультов (вообще не поддающихся статистике), которые можно считать прямым следствием социальных экстремальных ситуаций.
Не вдаваясь в статистику других стран, можно смело констатировать: в этой области мы тоже прочно «впереди планеты всей» и около 1% населения уходит из жизни по этой причине.
Можно даже сравнить с «результатом» афганской войны – погибших примерно 2% от всего контингента, прошедшего через боевые действия.
Итак, наша повседневная жизнь по сравнению с боевыми действиями «всего» в 2 раза менее опасна! И на фоне подобной ситуации наше общество, наверное, наиболее пренебрежительно относится к проблеме обучения действиям в ЧС!
Вот где поле деятельности для исследователя и педагога! Но…

с другой стороны, будет ли их деятельность рентабельна при таком количестве «печальных событий»? Наверное, это еще одно проявление «российского менталитета». Можно огорчаться, можно восхищаться, но обойтись сакраментальным «умом Россию не понять» уже не удается.
Следует учесть, что реальные экстремальные условия зачастую представляют собой синтез нескольких сред. Какая из них будет определяющей – вопрос непредсказуемый! Подготовить же человека ко всем прогнозируемым условиям сразу – абсолютно нереально.
Поэтому, начиная подготовку человека к активному действию, невозможно и даже преступно было бы в начале определять сферу занятий человека, соответственно среду и разрабатывать специальное, узкоспецифическое снаряжение. Готовить надо к существованию во всех средах, то есть изучать и выделять принципы выживания, единые для всех сред.
Главным постулатом выживания, то есть живучести есть обязанность, возможность и необходимость сохранения своего здоровья, своих сил, своей жизни для решения более значимых задач.
Сегодня никто из нас не застрахован от катастроф, происшествий, от физического или психологического нападения в общественном месте, в транспорте и даже дома, и тогда наше здоровье и жизнь могут оказаться под угрозой. Ежедневно из средств массовой информации нам приходится узнавать об убийствах, грабежах, кражах, насилии, различных происшествиях, когда жертвами преступлений становятся не только «сильные мира сего», но все чаще и чаще рядовые граждане. В этой ситуации каждый должен использовать любой шанс, чтобы выжить.
Чтобы предупредить опасность или хотя бы свести до минимума ее возможные последствия, в настоящее время, пожалуй, как никогда раньше, важно знать и уметь применять эффективные средства самозащиты. Стержнем этих средств, на мой взгляд, должна стать предлагаемая система – это и самозащита от экологических и техногенных катастроф, экономического хаоса в стране, психологических расстройств, болезней и травм и т.д.
Она помогает развивать и совершенствовать резервы тела и сознания, работать в соответствии со своими функциональными возможностями в данное время и в данном месте.
Система учит жизни через знание и предвидение, учит, как не попадать в критические ситуации, учит умению управлять внешними силами при попадании в критические ситуации, а не сопротивляться им.
По своей сути она является логическим продолжением системы подготовки древних воинов, позволявшей успешно преодолевать экстремальные ситуации военного времени.
Основываясь на целостном восприятии мира и человека, как частицы этого мира, знания законов психологии, а также на трудах Н.А. Бернштейна по экономизации движений, система позволяет добиваться максимального результата в каждой двигательной задаче при минимальных затратах энергии – что отвечает чаяниям среднестатистического россиянина.
Борьба за жизнь, борьба за существование есть главная движущая сила эволюционных изменений и развития живого мира. За время жизни одного поколения информационное состояние общества меняется несколько раз, чего раньше не было никогда за всю историю человечества. Качественно изменилась психология людей, мотивация их деятельности. Прошел век каменный, век пара, век электричества, атомный век, космическая эра, и вот новый прорыв – эпоха электронизации – компьютеризация. На протяжении многовековой жизни у человека воспитывалось чувство любви к Родине, героизм, мужество, стойкость, бесстрашие, сознание ответственности, готовность к самопожертвованию, сплочение перед лицом опасности.
Формы проявления героизма многообразны. Философия простая – защита Земли Русской. С Киевской Руси начинается история нашей страны. Защита ее от нападения врагов была защитой интересов русского народа. Сохранилась памятка славянскому воину, которая гласила, что слон у арабов, яд у аваров, конь у хазаров, терновник у булгар, корабль у варягов, панцирь у фрягов, сам у славян.
В период с 1055-1462 годы Русь претерпела 245 нашествий и внешних столкновений. Из 537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до окончания Первой Мировой войны славяне, т.е. русские провели в боях 334 года. По утверждению историков, для России с XIII по XVIII век состояние мира было скорее исключением, а война – жестоким правилом. Не лучшим образом складывалась обстановка и последние два века: нашествие Наполеона и Крымская война, внутренние междоусобицы и Великая Отечественная война, развал СССР, межнациональные конфликты, политическая и идеологическая борьба за превосходство чужих культур над русской, велась и ведется постоянно и по сей день. И то, что Россия сохранилась как государство, сохранила свою самобытную культуру, язык и территорию вышла из жестоких конфликтных ситуаций – это большая победа в эпохе народа России. Все эти явления обуславливаются живучестью нации, способной противостоять различным воздействиям, сохранить, т.е. восстановить полностью или частично боевые качества.
В данной книге я рассматриваю один только вопрос – единоборства: в частности «Рукопашный бой» – как оружие надежности, мощности, мобильности, независимости, как личную технику безопасности.
Рукопашный бой, подготовка к рукопашному бою, обсуждение этой темы, в последнее время часто находит освещение на страницах газет, журналов, различных пособий.
Если в недалеком прошлом предлагались различные методики только по восточным экзотическим единоборствам, то сейчас к ним прибавилась литература и по славянским направлениям.
Отечественный рукопашный бой преподавался лишь в узком кругу специалистов или засекреченных специальных подразделениях. Доступность изучения рукопашного боя появилась в результате реорганизации Вооруженных Сил СССР, связанная с появлением новых высокотехнологических видов вооружений и новые взгляды на организацию боевой подготовки.
Сегодня в наших войсках сложилась ситуация, когда даже в частях специального назначения рукопашный бой свелся, в основном, к отработке комплексов РБ-1, РБ-2, РБ-3, да к показным занятиям, которые проводятся по требованиям Наставления НФП – 1987 года, где широчайший арсенал боевых приемов сведен к минимуму и к тому же оторван от реальности, не имея абсолютно никакой практической направленности. И это при том, что по утверждениям еще К.Т. Булочко «Советские разведчики в одних только скрытых и бесшумных действиях, применяя холодное оружие и рукопашную борьбу, доставили в распоряжение командования Красной Армии не один десяток тысяч немецких солдат и офицеров», наши разведчики успешно применяли рукопашный бой при ведении разведки.
В отличие от нас, в вооруженных силах, спецслужбах иностранных государств подготовке рукопашному бою уделяется большое внимание, в частности – вопросам теории и практики ведения индивидуального группового рукопашного боя. В вооруженных силах США овладение навыками рукопашного боя выделено в самостоятельный предмет боевой подготовки. При обучении учитываются следующие факторы:
– групповая интеграция-сплоченность, товарищество, гордость, отношение к нации;
– физическая пригодность – возраст, тренированность, подвижность, восприимчивость;
– надежда и вера – религиозность, патриотизм, фанатизм;
– обученность – знания, прочность навыков, опыт, владение оружием, техника;
– качество личности – чувство своей ценности, способности в группе, лояльности к товарищам, самостоятельность, готовность к самопожертвованию, смелость, ум, чувство юмора;
– руководство – учет интересов группы, учет индивидуальных интересов, уровень потребности в руководстве, необходимость принуждения.
Поэтому появление многочисленной литературы, открытие различных школ и секций, в которых культивируются, в том числе и отечественные единоборства, можно только приветствовать.
С другой стороны прискорбно наблюдать отсутствие методического обеспечения. Одна часть тренеров – мастера спортивной борьбы, которым трудно психологически перестроиться от стереотипов, приобретенных в спортивных единоборствах, довлеющих на уровне подсознания, и отсутствие достаточного опыта владения боевым оружием и его применением в реальных условиях.
В понимании этой проблемы я согласен с взглядом Н.Н. Ознобишина, который еще в 1930 году отмечал: «Мы не отрицаем того, что системы эти (бокс, саватэ и джиу-джитсу), практикуемые для целей чистого спорта, представляют прекрасное средство развития выдержки и психологических качеств и в этом косвенно подготавливают бойца, но еще раз повторяем, реальной, прямой подготовки к серьезному столкновению они не дают». Реальный рукопашный бой в наше время – большая редкость – это первое. Второе – это то, что в тех редких случаях, когда такой бой возникал, наши офицеры и солдаты себя не посрамили.
Я не рассматриваю рукопашный бой как панацею от всех бед. Вопросы, связанные с ним, сместились в сторону, имеющую воспитательный эффект, развитие психологических, а также специальных физических качеств, необходимых для современного боя. В современном бою характерными являются действия в условиях больших физических, эмоциональных нагрузок и нервно-психологических напряжений при непосредственном контакте с противником, что приводит к возрастанию масштабности – пространственного размаха, скорости и динамичности изменения обстановки в острейшей борьбе за выигрыш времени в условиях возникновения различных внезапных сложных ситуаций. С этой точки зрения рукопашный бой становится незаменимой основой в нашей жизни.
Рукопашный бой подразделяют на: армейский, милицейский и спортивный. Корни его лежат далеко в историческом прошлом – славных победах наших соотечественников. Рукопашный бой является разделом системы выживания, ориентированный на сохранение боеспособности военнослужащего для выполнения поставленной задачи в боевой обстановке. Рукопашный бой – это не сама цель, – это способ для достижения основной цели.
Современный Рукопашный бой требует, чтобы были развиты максимальная экономичность, быстрота, ловкость, глубина и своевременность движений. Исходя из этого, выделяю специальную направленность подготовки к рукопашному бою, формирование оптимальных двигательных навыков, системы построения движений, а также специальных психологических качеств, основанных на использовании ресурсов подсознания.

Введение
Что такое рукопашный бой

Краткая история возникновения рукопашного боя

 

Зарождение рукопашного боя

Все на свете представляет собой строжайшую цепь причин и следствий. Все живет, непрестанно изменяется, развивается и гибнет…
Сама Вселенная, еще 200 лет назад считавшаяся олицетворением вечности и неизменности, на самом деле насыщена жизнью и изменяется буквально на наших глазах. За короткое время существования астрономической науки человечество стало свидетелем появления на свет новорожденных звезд-младенцев; познакомилось с гигантскими растущими и наливающимися блеском звездами-юношами. На фотопластинках обсерваторий запечатлены звезды-старухи – рубиновые карлики, съежившиеся и стынущие, отжившие на свете положенные им двадцать миллиардов лет. Тем более полна изменений живая природа.
Вся история живой природы – это непрекращающийся конкурс, на котором беспощадно отметается прочь все слабое и нежизнеспособное. Побеждают те «находки и открытия» природы, которые укрепляют и усиливают их обладателя.
Мы знаем одну из важнейших побудительных причин этих непрестанных перемен в живой природе. Ее изменения, непрерывное развитие, движение вперед совершаются в условиях жестокой и безжалостной борьбы за жизнь.

Наши дальние предки

Трудно вообразить себе промежуток времени длиной в пять миллионов лет. Именно за это время, согласно современным познаниям, человечество прошло свой эволюционный путь.
В какой же момент длительной эволюции человекообразное существо стало человеком? Антропологи отвечают: Есть орудие – есть человек! Как только это существо ощутило потребность в каком-либо инструменте, как только оно начинает пользоваться им постоянно, это человекообразное существо становится Homo habilis («человеком умелым»).
Пять миллионов лет назад еще полусогнутый Homo habilis учится добывать пищу, питаясь кореньями, которые выкапываются из земли простой палкой. Иногда ему удавалось поживиться отобранными у зверей или хищных птиц убитыми животными. Жильем ему служит круглый шалаш из ветвей. Первым орудием человека стал простой случайно подобранный камень. Им он раскалывал орехи, расплющивал плоды, разбивал ракушки. Позже камнем он стал обрабатывать кости животных, кусок древесины или просто другой такой же камень.
Но протекли еще сотни тысячелетий, прежде чем появилось настоящее каменное орудие, которому с помощью другого камня была придана требуемая, заранее заданная форма.
Такой медленный темп «технического прогресса» вполне объясним тем, что редкие племена были очень малочисленны, разбросаны по миру и разделены огромными расстояниями. Передача приемов обработки куска камня или сложных ухищрений охоты были сильно затруднены. Прежде всего тем, что люди научились общаться между собой еще не столько, чтобы учить себе подобных. А значит, все приходится изобретать снова и снова.
Пятьсот тысяч лет назад наш предок Homo erectus («человек выпрямленный») наряду с использованием каменных орудий труда, научился добывать огонь. Это явилось колоссальным открытием первобытного человека. И прежде всего потому, что без огня человек не смог бы выжить в период оледенения.

Звук удара двух камней друг о друга в руках человека был звуком, возвестившим о появлении человечества.

Сначала необузданный, природный огонь, порожденный молнией или разливом лавы, подчинился человеку. Постепенно люди научились сохранять огонь и использовать его, а еще позже – не только сохранять, но и добывать огонь. Человек учился овладевать силами природы.
Постоянно находясь рядом с огнем, собиравшим все племя, человек наблюдает, узнает, подмечает. Вот женщины и дети обнаружили среди сгоревшей травы обугленный труп антилопы. Оказалось, что ломти мяса легко отдираются пальцами без помощи каменного ножа, а у мяса появился новый вкус. Вот пламя сделало твердым, как камень, конец ветки, ставшим копьем или рогатиной. А пламя последнего пожара привело в ужас всех животных, даже самых крупных и хищных. Так наши предки научились использовать огонь для приготовления пищи, изготовления примитивного оружия, отпугивания хищников, обогрева жилища.

Оружие первобытных людей

Первобытные люди были сугубо практичными существами, стремившимися, во что бы то ни стало выжить в постоянно меняющейся, нередко враждебной среде и как-нибудь прокормить себя и свою семью.
Отбирая добычу у животных или птиц, человек отгонял их камнями и палками. В какое-то время он заметил, что камнем можно убить зверя. Так камень стал и первым орудием первобытного человека. Орудие стало оружием. [1 – Оружие – всякое средство, пригодное для нападения или защиты (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка, 1995).] С тех пор охота превратилась в основной способ добывания пищи. Сохранились наскальные изображения охоты на мамонта и пещерного медведя.
Вместе с человеком эволюционировало и древнее оружие. Первобытные охотники обнаружили, что убить и разделать животное легче специально заостренным камнем. Так появились каменные (кремневые) ножи и наконечники.
Многие сотни лет камень и палка, как орудие труда и как оружие, применялись раздельно. И лишь спустя тысячелетия, в эпоху верхнего палеолита, палка стала использоваться как рукоять или древко. Благодаря этому изобретению появились каменный топор и копье. Древнее оружие первобытного человека стало более грозным и надежным.
Брошенный камень, каменный топор или деревянное копье с каменным наконечником – это уже метательное оружие. Простота этого оружия обманчива, в умелых руках оно было также смертоносно, как и появившееся много позже более сложное ручное оружие.
Над всей живой природой неумолимо господствовал безжалостный закон борьбы за сохранение жизни, за существование, за выживание. Оружие вначале применялось для охоты, защиты от хищников, а потом и в драках при дележе добычи, в схватках с пришельцами и соседями за территорию для проживания и охоты.
Эти драки и смертельные схватки явились зачатком современного рукопашного боя. По-видимому, не стоит думать, что рукопашный бой появился с возникновением человека (человечества). Но можно бесспорно утверждать, что с появлением человека появился зародыш рукопашного боя, которому предстояло вместе с человеком пройти путь эволюционного развития протяженностью в сотни тысяч лет.
Сто тысяч лет тому назад потомки Homo erectus оказываются еще ближе к современному человеку. Это уже Homo sapiens («человек разумный»).
Некоторые из этих потомков (неандертальцы) были, вероятно, ближе в родственном отношении к нам, современным людям. У них уже были свои ритуалы, и они хоронили своих умерших братьев. Но, просуществовав «всего» около сорока тысяч лет, неандертальцы полностью исчезают.
Те из потомков, которые сумели приспособиться к среде обитания лучше, чем неандертальцы, выжили. Это – кроманьольцы. Их умения и навыки просто поразительны.
Пятьдесят тысяч лет назад. Homo sapiens обтесывает камень и лепит из глины. Изобретает иглу, а значит, появляется одежда из шкур животных. У него достаточно совершенное оружие для охоты – дротики, луки, гарпуны. Он рисует фигурки животных на стенах пещер, в которых обитает. Он уже размышляет о своей судьбе.
Пять тысяч лет назад люди начинают производить для себя пищу, одомашнивая животных и обрабатывая землю. Они уже такие, как мы…
Одомашнивание животных (коз, овец, быков) позволяет человеку иметь пищу постоянно. Но охотничий промысел не умирает, он особенно важен во время засух и стихийных бедствий.
Техника возделывания земли стала важным открытием. Она предполагает совершенно новый тип сознания. Первый земледелец должен был долго наблюдать, размышлять и, наконец, понять, что собранные им семена дикорастущих злаков, положенные в землю, по весне дают ростки тонкой зеленой травы, которые затем цветут, колосятся, чтобы произвести новые семена. В это время происходит одомашнивание лошади.
Одним из самых гениальных открытий человека является изобретение колеса. Им будут оборудованы повозки земледельца и боевая колесница, станок гончара и стенобитное орудие.
В середине третьего тысячелетия до нашей эры человек начинает применять новые твердые и плотные материалы, такие как медь и золото. Сперва их применяют в таком виде, в каком находят, так как они с трудом поддаются обработке. Позже появляется техника плавления и ковки металлов. Смешивая расплавленную медь с другими материалами, получали металл более твердый, с лучшей режущей способностью.

Борьба за жизнь, борьба за существование есть главная движущая сила эволюционных изменений и развития живого мира.

А открытие бронзы – сплава, состоящего из десяти частей меди и одной части олова, стало поистине революционным. Орудия труда и оружие – ножи, топоры, наконечники стрел и копий, кинжалы, мечи – стали изготовлять из бронзы. А много позже – в первом тысячелетии до нашей эры – бронзу заменило железо.

Искусство рукопашного боя

 

Определения и классификация

Давайте задумаемся над тем, что же в современном мире представляет собою, что значит «… русский бой удалый, наш рукопашный бой».
Некоторые считают рукопашный бой видом спорта; немало таких, которые полагают, что это ни что иное, как увлечение, забава, просто хобби. Лишь немногие приверженцы рукопашного боя уверены в том, что он является одной из ветвей боевого искусства. Именно искусства! Ведь как бы то ни было, основой рукопашного боя является искусство владения собственным телом, искусство, которое сродни искусству балета, художественной и спортивной гимнастики, акробатики…

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..»
М.Ю. Лермонтов